МОСКВА, 11 янв — РИА Новости. Европейские структуры беспокоит, что Польша перестала вписываться в евротренды. И если Венгрия была "первопроходцем" при выстраивании собственной внутренней политики, то в случае с Польшей можно говорить уже о тенденции в ЕС, считает глава международного комитета Совфеда Константин Косачев.
Тогда в двадцати польских городах прошли антиправительственные выступления, а буквально вчера люди опять вышли на улицы – на этот раз с протестом против поправок к закону о СМИ, усиливающих контроль со стороны государства, добавил сенатор.
В Брюсселе реагировали жестко: еврокомиссар Гюнтер Эттингер заявил, что Польшу следует поставить под наблюдение Еврокомиссии. Но поляки ответили еще жестче – что называется, "на грани фола". Министр юстиции Польши Сбигнев Зебро заявил, что слова Эттингера о "надзоре" за Польшей "вызывают у поляков самые худшие ассоциации". Он также обвинил Евросоюз в использовании методов "времен Второй мировой войны".
"Безусловно, евроорганы беспокоят не столько ожидавшиеся радикальные изменения в польской внутренней политике, а насколько это вписывается в европейские тренды", — сказал Косачев. Вначале была Венгрия – в июне Европарламент принял резолюцию с осуждением "тревожных событий" в Венгрии и ослабления демократических норм. В декабре в другой резолюции Еврокомиссию призвали подвергнуть Венгрию процедуре мониторинга практики ее госуправления. "Но если Венгрия казалась особым случаем, то Польша – это уже явная тенденция", — полагает он.
Польский вопрос
"В чем же дело? Возможно, в том, что зарплата в Польше составляет примерно треть от германской. То есть, даже будучи экономическими "отличниками" в рамках ЕС, ближайшим поколениям поляков не жить так, как немцы. И этот неутешительный вывод приходится делать после 25 лет интенсивного развития одной из наиболее успешных стран Восточной Европы. Похоже, сама модель не предполагает реального выравнивания уровней жизни", — сказал политик.
По его мнению – это повод задуматься и Украине, ожидающей стремительного взлета от ассоциации с ЕС, и ради этого пожертвовавшей самыми конкурентоспособными отраслями промышленности. Польша и Украина начинали в 1991-м с похожими показателями, разница между ними теперь колоссальна. "Но даже успешная Польша, член ЕС, по-прежнему далека от стран-лидеров. Успех этой модели в том, что всех убедили в ее безальтернативности. Но это убеждение само по себе работает на "пирамиду благосостояния", в которой доминируют интересы первых, а последним никогда первыми не стать", — заключил Косачев.