МОСКВА, 28 дек — РИА Новости. Решение вопроса о "женщинах для утешения" позволяет устранить препятствия, мешающие развитию отношений между Японией и Южной Кореей, считают опрошенные РИА Новости эксперты.
Япония и Южная Корея условились избегать в дальнейшем взаимной критики и нападок, подтвердив, что вопрос о пострадавших от японского колониализма кореянках решен окончательно, заявил в понедельник глава японского МИД Фумио Кисида по итогам переговоров в Сеуле с его южнокорейским коллегой Юн Бён Се. По сообщениям СМИ двух стран, Япония принесла извинения Южной Корее и согласилась внести в фонд материальной помощи миллиард иен (около 8,3 миллиона долларов).
Объективное снижение
Достигнутая в ходе последних переговоров договоренность соответствует общему тренду в отношениях между Токио и Сеулом, считает заведующий кафедрой востоковедения МГИМО Дмитрий Стрельцов.
"На мой взгляд, мы наблюдаем объективный процесс сближения двух сторон и понимание ими необходимости компромисса, понимание того, что обострение отношений только ударяет, в том числе и по экономическим отношениям стран", — отметил эксперт.
Стрельцов напомнил, что не последнюю роль в этом прорывном решении сыграла и позиция деловых кругов, которые уже устали от политических разногласий между восточноазиатскими соседями.
"Экономические интересы требуют интеграции, либерализации торговли. Между тем, на недавнем трехстороннем саммите (с участием лидеров Японии, Южной Кореи и Китая — ред.) в ноябре впервые за несколько лет декларировалась готовность продвигать общую зону свободной торговли, которая до этого откладывалась в сторону из споров", — сказал специалист.
"На этом фоне продолжение склоки между Токио и Сеулом было бы просто неуместно и противоречило бы общему тренду", — подчеркнул Стрельцов.
Противоречия сохраняются
Стрельцов отмечает, что обострение в вопросе "женщин для утешения", которое наблюдалось между Токио и Сеулом в последние годы, во многом было связано с личностью нынешнего президента Южной Кореи Пак Кын Хе.
"Являясь дочерью бывшего руководителя страны Пак Чон Хи (1961-1979 — ред.), Пак Кын Хе отчасти пыталась таким образом избавиться от своеобразного клейма дочери предателя, который в 1965 году восстановил отношения с Японией, не решив всех противоречий между Сеулом и Токио", — отметил эксперт.
По мнению Стрельцова, педалирование вопроса о "женщинах для утешения" позволило Пак Кын Хе существенно укрепить свои позиции внутри страны на фоне явного роста националистического компонента в южнокорейском электоральном сознании.
В то же время ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов предупреждает, что при определенных обстоятельствах власти Южной Кореи еще могут вернуться к антияпонской риторике с использованием ссылок на темные страницы совместной истории. "Может внезапно выясниться, что японцы сделали еще что-то ужасное или еще за что-нибудь не извинились", — отметил эксперт.
"Вопросов все равно остается довольно много, а антияпонизм является важным элементом государственного мифа в Южной Корее. В любой непонятной ситуации здесь привыкли винить злых японцев, при этом примерно в половине случаев этим обвинения вполне оправданы", — подчеркнул Асмолов.
По данным южнокорейских властей, около 200 тысяч женщин, главным образом кореянок, по принуждению стали "женщинами для утешения" японских солдат. Если в 2007 году из них оставалось в живых 120 человек, то в настоящее время — только 47, и их средний возраст составляет 90 лет. Токио и Сеул провели более десятка раундов переговоров на эту тему, но до сих пор они были безрезультатными. Южная Корея требовала от японской стороны выплаты компенсации, однако Япония отказывалась делать это, мотивируя свое решением тем, что факт вины официального Токио за массовое вовлечение корейских женщин в проституцию не доказан.