ПАРИЖ, 12 дек – РИА Новости. После двух недель переговоров представители 195 стран приняли обязательное для всех новое рамочное климатическое соглашение ООН, которое определит после 2020 года объёмы выбросов парниковых газов и меры по предотвращению изменения климата.
Вторая после Киотского протокола договоренность в рамках конвенции ООН об изменении климата закрепляет лишь основные принципы и архитектуру глобальных действий на период с 2020 года. В течение нескольких лет предстоит разработать правила выполнения соглашения, он них зависит очень много.
Первый результат "Парижа" уже есть, все страны, большинство из них впервые в своей истории, приняли национальные цели по снижению или ограничению выбросов парниковых газов на 2025-2030 годы.
Ранее президент РФ Владимир Путин в ходе выступления на конференции по климату в Париже заявил, что Россия рассчитывает к 2030 году уменьшить выбросы парниковых газов до 70% от уровня 1990 года.
Кроме того, Россия обязана создать план действий по адаптации к изменению климата и начать отчитываться о его выполнении уже с 2022 года.
"Усиливающиеся лесные пожары и меры по борьбе с ними — это тоже меры по адаптации, только нужно перенести акцент на предупредительные меры против лесных пожаров. Также все страны обязались сохранять хранилища углерода, которыми для нас являются северные леса и почвы", — уточняет Кокорин.
Также России следует разработать и принять долгосрочную стратегию низкоуглеродного технологического развития страны.
Деньги для слабых
Согласно соглашению, в сумме в 2020 году государственное и частное климатическое финансирование развивающихся стран должно достичь 100 миллиардов долларов в год.
"Все развитые страны, включая Россию, должны оказывать помощь, но мы сами определяем её объём, получателей и проекты. Климат и выбросы парниковых газов настолько широкое понятие, что почти любой проект можно назвать климатическим: в области здравоохранения, энергетики, новых технологий", — пояснил Кокорин.
Также в Париже наиболее развитые страны выделили 300 миллионов долларов на создание систем страхования имущества и жизни людей на случай стихийных бедствий, прежде всего в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Многомиллиардный поток средств уже пошел в Зеленый климатический фонд и другие финансовые организации, поддерживающие проекты в слабых и уязвимых странах.
В перспективе должна быть помощь и мигрантам — тем, кто из-за климатических изменений вынужден покинуть родные места. Этот вопрос вызвал ожесточенные дискуссии, ведь в данном случае сложно привлечь страховые фирмы и частные компании, нужны деньги и государственных бюджетов богатых стран. В итоге была принята специальная статья соглашения по "потерям и ущербу", но без финансовых параметров.
Не согласовали страны и объемы общего климатического финансирования на 2025 год. Не удалось определить пропорции – соотношения государственных и частных средств, долей адаптации снижения выбросов, что также слабая сторона соглашения. Очень долго шли дебаты по вопросу о том, кто должен быть странами-донорами. В итоге была принята формулировка, приветствующая, но не обязывающая выделять помощь такие сильные страны, как Китай, Саудовская Аравия, Сингапур и другие.
Большие проблемы были с углеродными рынками и коллективными действиями, включающими международную передачу единиц сокращения выбросов. На практике все крупные страны — и развитые, и развивающиеся — в "тренде" активного развития углеродного регулирования на национальном уровне. Согласно выступлению министра природных ресурсов и экологии России Сергея Донского, постепенно идет по этому пути и наша страна, внедряя сначала отчетность предприятий о выбросах парниковых газов, а после 2018 года регулирование, стимулирующее внедрение наилучших доступных технологий.
"Однако записать в соглашении четкие формулировки не получилось из-за сопротивления ряда развивающихся стран. Они опасаются, что это путь к глобальному углеродному налогу или другим инструментам, не выгодным для их экономики. Фактически и этот вопрос "ушел" в правила нового соглашения", — отметил представитель WWF.
Можно заключить, что соглашение – немалый шаг вперед и начало долгосрочных действий, но с массой слабостей. Многие из них можно исправить, приняв эффективные и четкие правила его реализации, работа над которыми начнется в следующем году, на климатической конференции ООН в Марокко.
Соглашение, которое для вступления в силу должно быть ещё ратифицировано странами, не предполагает отказ от ископаемого топлива, общие выбросы двуокиси углерода (CO2) не ограничиваются. Однако все без исключения страны должны принять свои национальные цели по снижению выбросов, технологическому перевооружению и адаптации к климатическим изменениям.
Национальные цели должны быть подготовлены до конца 2022 года, а в 2023 году произойдёт первая общая оценка состояния дел, которая далее будет происходить каждые пять лет. Главная цель всех национальных действий — удержание роста общей температуры воздуха не более 2 градусов по сравнению с доиндустриальным уровнем, при этом страны заявили о стремлении ограничить рост температуры 1,5 градусами.