ПАРИЖ, 4 дек — РИА Новости, Виктория Иванова. Через три недели после страшных терактов, потрясших Иль-де-Франс, парижская жизнь мало-помалу возвращается в привычное русло. Так, утром в пятницу для посетителей вновь открылось кафе A la bonne biere, напротив которого террористы расстреляли пятерых человек.
"В первую очередь, мы думаем о тех семьях, кого напрямую коснулась эта трагедия, и о тех наших клиентах, кто был здесь в тот вечер. Спасибо спасателям и полиции, всем тем, кто был с нами тем долгим страшным вечером. Спасибо, что вы приходили к нашему кафе все эти дни после событий 13 ноября. Настало время быть вместе, объединиться и не забывать", — такая надпись встречает гостей кафе.
"Я работаю неподалеку, мы часто ходили сюда с коллегами. Привыкли к этому месту, и оно наконец снова открылось. Будем ходить сюда снова — жизнь продолжается, а страх уже стал отпускать, настало время возвращаться в привычное русло", — говорит одна из посетительниц кафе, потягивая кофе за столиком на террасе.
Но помимо завсегдатаев есть и те, кто пришли в кафе впервые.
"Я пришла сюда специально, живу в 30 минутах езды отсюда, вообще в другом округе. Заказала себе вина — такой символический бокал, чтобы показать свою солидарность с командой ресторана. Я не могу сказать, что жизнь продолжается так же, как это было до терактов — погибло много людей, и действительно многое изменилось, для многих счастье закончилось: родители потеряли своих детей, дети потеряли своих родителей, жены потеряли своих мужей. Нельзя сказать, что жизнь продолжается и тем, кто выжил, но остался инвалидом. Но в любом случае надо жить дальше, жить всем вместе, в этом я уверена", — говорит другая клиентка.
По словам одного из официантов, кафе, где он работает, всегда пользовалось большой популярностью, но сегодня, в первый день работы после терактов, количество гостей превосходит обычное.
"Тут всегда было много народу — утром, в обед, вечером тоже. Люди, работающие в офисах вокруг, заходили попить кофе и перекусить — мы знали их лично, по именам, туристов тут тоже всегда было достаточно, жителей соседних домов", — рассказывает официант.
Работы у него действительно много — внутри кафе заняты почти все столики, немало посетителей и за столиками на улице. Люди, как это принято в обеденный перерыв в Париже, пьют кофе и вино, завсегдатаи делятся новостями и оставляют щедрые чаевые. "Оставьте сдачу себе", — говорит девушка, протягивая купюру в пять евро за чашку кофе, стоимостью в 3 евро, — "спасибо вам, что вы снова открылись, мы будем помогать, как можем".
"Я работал в тот вечер… Мы быстро спрятались, никто из команды не пострадал. Но, конечно, мы безумно испугались. Сейчас все прошло, мы сделали маленький ремонт, и вернулись к работе, мы скучали по своим клиентам, которые нам как друзья. И вдвойне дорого, что многие из них пришли сегодня нас поддержать", — продолжает сотрудник кафе.
Боль на месте и на местах
Несмотря на то, что стоило первому потрясению ослабнуть, французы стали громко говорить о том, что прежняя жизнь возвращается, едва ли это мнение могут разделить все жители Парижа.
Так же — на минутку — люди замирают и на одном из бульваров неподалеку. Там уже на следующий день после терактов неравнодушные жители города стали оставлять свои послания мелом на асфальте. Рисунки и надписи на разных языках, общий смысл которых — "Париж, держись, мы с тобой" — заполнили достаточно большое пространство. Редкие дожди, выпавшие за эти три недели, не смогли стереть с асфальта мел, и теперь пешеходы внимательно смотрят под ноги, чтобы не наступить на чьи-то добрые пожелания.
У стен "Батаклана"
Самое большое скопление цветов — у театра "Батаклан", где страшной ночью террористы взяли в заложники тех, кто пришел на концерт группы Eagles of Death Metal.
Люди продолжают нести сюда цветы и зажигать свечи — не только у самых стен театра, но и через дорогу, где мемориал растянулся на несколько десятков метров.
Две женщины — видимо, мама и девушка погибшего при захвате заложников молодого человека, вдвоем рассыпают над цветами бумажные конфетти — розовые сердечки.
"Они больше подошли бы для праздника — дня рождения или свадьбы, но… Пусть он знает, что мы его очень любим", — говорит девушка, вытаскивая из кармана новую пригоршню конфетти. Ее спутница начинает плакать: сначала тихо, потом громче, зажимая себе рот. Рядом двое молодых мужчин в костюмах решают, куда бы положить венок из красных роз, не находят места, кладут поверх уже пожухших цветов. Туристы делают фотографии.
В трехстах метрах от "Батаклана" шумит стихийный рынок. В Париже так принято — в разные дни недели торговцы приезжают в разные округа города. Люди покупают овощи и недорогую одежду, разговаривают и шумят. Здесь, в отличие от квартала вокруг, нет ни малейшего ощущения скорби.
Театр откроется не скоро
Владельцы театра "Батаклан", где страшным вечером 13 ноября произошел захват заложников, Оливье Пубель и Жюль Фрюто рассказали в интервью газете Monde, что их театр откроется вновь не раньше конца 2016 года.
"Мы очень надеемся, что ("Батаклан" откроется вновь) к концу 2016 года", — сказал Пубель.
Ни двое владельцев, ни кто бы то ни было из сотрудников до сих пор не заходили внутрь здания — от этого отговаривали полицейские, опасаясь за эмоциональное состояние людей.
Вся республика на Республике
Площадь Республики, объединившая парижан после январских терактов во Французской столице, в ноябре вновь стала своеобразным "местом силы" — туристы и жители города приходят сюда, чтобы почтить память погибших и поддержать друг друга.
Сегодня, в будний день через три недели после трагедии, коснувшейся всех без исключения французов и людей далеко за пределами Франции, на площади достаточно много людей. Людской поток многолик — приходят не только жители города, но и те, кто волею судеб оказался в нем на время.
Жизнь действительно продолжается — после минутной паузы у подножия памятника, где траурные цветы соседствуют с наряженной рождественской елкой, люди расходятся по своим делам.
Им вслед смотрит растяжка с девизом Парижа — Fluctuat nec mergitur ("Плавает, но не тонет" (лат.) — прим. корр.). Эти слова в трагические дни объединили французов и дали надежду — даже после страшного шторма настанет покой, жизнь вернется, надо жить дальше.