ЕРЕВАН, 3 дек — РИА Новости, Гамлет Матевосян. Всенародный референдум о внесении изменений в Конституцию Армении пройдет в воскресенье, 6 декабря. Это будет пятый по счету референдум с момента обретения страной независимости в 1991 году.
Ретроспектива
Первый референдум прошел в Армении 21 сентября 1991 года, в ходе него население республики должно было ответить на вопрос: "Согласны ли вы, чтобы Республика Армения была независимой, демократической республикой вне состава СССР?" Армянский народ подавляющим большинством (99%) сказал "да" независимости.
Остальные три прошедших референдума были связаны с текстом Основного закона. Действующая ныне Конституция была принята на втором референдуме, проведенном 5 июля 1995 года. Согласно официальным данным, в голосовании тогда приняли участие более 1,2 миллиона граждан из почти 2,2 миллиона, обладающих избирательным правом. Из них 828 тысяч человек проголосовали за предложенную версию, 349 тысяч — против, а 39 тысяч избирательных бюллетеней были признаны недействительными.
Третий референдум — и первый по конституционной реформе — прошел 25 мая 2003 года. Он запомнился тем, что стал первым в истории Армении проваленным референдумом.
Четвертый референдум — вновь по реформе конституции, — проведенный 27 ноября 2005 года по инициативе второго президента Армении Роберта Кочаряна, хотя и не был провален, но отличился минимальной активностью граждан и в прессе был назван "референдумом призраков". Согласно данным оппозиции, в референдуме приняли участие около 7% населения республики.
Оргвопросы
Сейчас на всей территории Армении сформированы 1997 избирательных участков, на которых в ходе референдума смогут проголосовать 2,554 миллиона граждан республики.
На сайте ЦИК Армении также опубликован список граждан, имеющих право принять участие в электронном голосовании. Речь идет о гражданах Армении, которые работают в дипломатических и консульских службах страны за рубежом, а также о членах их семей. В электронном голосовании могут принять участие 265 граждан.
Правительство Армении выделило из резервного фонда более 3,3 миллиона долларов на проведение референдума. Средства были предоставлены Центральной избирательной комиссии, которая распределила их между комиссиями избирательных округов, а те — между комиссиями избирательных участков.
Кроме того, полиции Армении было выделено 443 тысячи долларов на составление списков избирателей и другие организационные работы.
За референдумом в Армении будут следить шесть международных и 18 местных наблюдательных организаций, в том числе 44 человека от миссии СНГ, 23 — от Межпарламентской Ассамблеи (МА) СНГ, один — от Парламентского собрания Союза Белоруссии и России, 33 представителя иностранных ЦИК, 11 наблюдателей Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), пятеро наблюдателей от Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, а также представители аккредитованных в Армении посольств.
От 18 общественных организаций Армении в ЦИК зарегистрировалось более 3 тысяч наблюдателей.
Суть реформы
Национальное Собрание (парламент) Армении 5 октября большинством голосов одобрило подготовленный профессиональной комиссией проект конституционных реформ, предусматривающий фактический переход к парламентской системе правления.
Согласно проекту, президент Армении будет избираться не на пять лет, как в настоящее время, а на семь, и не на прямых выборах, а депутатами и избранными представителями органов местного самоуправления. Президент Армении не сможет быть членом какой-либо партии и не сможет избираться более одного раза.
Высшим органом исполнительной власти будет правительство, которое разрабатывает и осуществляет внутреннюю и внешнюю политику. На него также будет возложено общее руководство системой госуправления. Президент будет назначать премьер-министром кандидата от партии или партийного блока, победившего на парламентских выборах. Если в парламенте не получится договориться по кандидатуре главы правительства, то Национальное Собрание будет распущено. Вооруженные силы также будут подчиняться правительству, а верховным главнокомандующим во время войны будет премьер-министр.
Избираемый на пять лет однопалатный парламент будет состоять из минимум 101 депутата (сейчас 131), среди которых будут представители нацменьшинств. Если по итогам выборов в парламенте не будет стабильного большинства, предполагается проводить второй тур выборов, в котором будут участвовать две партии, получившие максимальное число голосов.
Новым проектом меняется также порядок формирования Центральной избирательной комиссии. В частности, члены ЦИК будут избираться в парламенте как минимум тремя пятыми голосов от общего числа депутатов. Один и тот же человек не может быть членом или председателем более двух раз подряд. Действующим законодательством членов ЦИК назначает президент по предложению омбудсмена, а также председателей Кассационного суда и Палаты адвокатов.
Доводы за…
В защиту проекта конституционных изменений выступают основные политические партии — не только правящая Республиканская партия Армении (РПА), но и "Процветающая Армения", и Армянская Революционная Федерация "Дашнакцутюн". При этом все три партии ведут агитационные кампании независимо друг от друга.
"Реформа позволит избавиться от сверхцентрализованной системы власти и добиться баланса между тремя ветвями власти, чего не было в предыдущих Конституциях. Во-вторых, будет сформирована реально независимая судебная система. И в-третьих, увеличиваются рычаги влияния оппозиции. В течение 25 лет оппозиция серьезной роли не играла, не обладала функциями контроля, не принимала серьезного участия в процессе государственного управления. Предлагаемые изменения дадут оппозиции такую возможность", — заявил депутат парламента и представитель партии "Процветающая Армения" Ваан Бабаян.
Пакет изменений был подготовлен в тесном сотрудничестве с Венецианской комиссией. Европейские эксперты весьма положительно оценивают реформу. По словам главы комиссии Джанни Букиккио, предлагаемый проект конституционных изменений полностью соответствует международным стандартам демократии. "Уверен, народ Армении проявит мудрость и проголосует за предлагаемый проект изменений в конституцию", — заявил он.
…и против
При этом предложение изменить форму правления в стране было воспринято большинством оппозиции в штыки — по их мнению, все это делается для сохранения политической власти нынешнего главы государства Сержа Саргсяна, второй президентский срок которого истекает в 2018 году. В третий раз он баллотироваться не может, а реформированная Конституция позволяет возглавляемой им Республиканской партии Армении оставаться у власти очень долго, не будучи стесненной временными сроками.
Противников конституционных реформ много, но силы их разрознены. Наиболее представительными являются два общественно-политических движения.
Первое — "Нет!", в которое входят возглавляемый первым президентом страны Левоном Тер-Петросяном "Армянский национальный конгресс" и "Народная партия Армении" бывшего кандидата на пост главы государства Степана Демирчяна.
Второе — "Фронт общественного спасения "Новая Армения", в который вошли парламентская партия "Наследие" и внепарламентская "Демократическая родина", а также гражданские инициативы "Учредительный парламент" и "Нет грабежу!", гражданская движение "Вставай, Армения" и еще несколько организаций, которые практически не известны широким массам. "Новая Армения" периодически проводила митинги, акции против конституционных изменений.
Есть еще несколько политических сил, которые хотя и заявляли о несогласии с конституционной реформой, но в пользу своей точки зрения вовсе не агитировали. К примеру, Демократическая партия Армении, глава которой Арам Саркисян полагает, что нынешний референдум несвоевременен, так как народ не доверяет властям, не сумевшим искоренить коррупцию, предотвратить эмиграцию, обнищание населения.
По мнению же наблюдателей, главную опасность для проекта конституционных реформ представляют не призывы оппозиции, а низкая активность избирателей.
Между тем, согласно статье 35 закона "О референдуме", документ будет считаться принятым, если за него выскажутся более 50% участвовавших в голосовании, но не менее, чем одна четверть от общего числа избирателей страны.
Агиткомпания
Хотя агитация по конституционным реформам стартовала еще 10 октября, и в Ереване размещено около 500 рекламных щитов, ни власти, ни оппозиция этими щитами почти не пользуются. Оппозиция утверждает, что у властей, по сути, нет никакой необходимости для проведения агитации, так как они рассчитывают получить нужные для себя результаты посредством применения административного ресурса и фальсификаций. Однако и сами оппозиционеры не используют наглядную агитацию.
Абсолютным новшеством нынешней агиткампании стало стартовавшее 13 ноября телешоу "Да и Нет". В рамках проекта две смешанные группы, в каждую из которых входят по четыре сторонника и противника конституционных поправок, разъезжают по стране, встречаясь с рядовыми гражданами, жителями сел и городов, гостят у них дома, участвуют в собраниях в Домах культуры и сельских клубах, пытаясь объяснить пользу или вред от реформ. Все это показывается 12 часов в сутки в прямом эфире в формате реалити-шоу.