"Связанный с Россией торговый доход Турции составляет около 16 миллиардов долларов, или 2% от ее ВВП. Экспорт в Россию, который колебался в районе 4-5% от общего объема экспорта в период между 2008 и 2014 годами, в последнее время снизился до 2,7% (4 миллиарда долларов) на октябрь 2015 года на 12-месячной основе", — пишет аналитик.
По мнению Рапозы, самый большой удар будет нанесен по туризму, так как торговля товарами между двумя странами вряд ли полностью исчезнет, и турецкие экспортеры в конце концов смогут найти альтернативные рынки. В свою очередь российские туристы могут выбрать себе другие места для отдыха, поэтому эта сфера пострадает в большей мере.
"Россияне будут очень неохотно ехать в Турцию", – отметил Хьюитт, в то время как российские туристы составляют 12% всех иностранных гостей, приехавших в Турцию в 2014 году.
Более того, Рапоза отмечает значительные энергетические связи между двумя странами, а недавний политический кризис приводит к задержке в сделке между "Газпромом" и Botas Petroleum по строительству трубопровода (позже в СМИ появилась информация о возможной приостановке строительства газопровода "Турецкий поток" из РФ в Турцию – ред.).
"Несмотря на это, Россия вряд ли сократит поставки природного газа в Турцию. На долю России приходится 55% от общих поставок природного газа из-за рубежа. Обсуждаемое 10%-ное снижение цены от "Газпрома" из-за сделки по трубопроводу "Турецкий поток", скорее всего, больше не будет рассматриваться", — считает Рапоза.
Последним, но не менее важным, по словам Рапозы, является то, что строительные компании из Турции имеют большие контакты с Россией. Около 20% зарубежных строительных сделок происходят в России. Согласно Турецкой ассоциации подрядчиков, турецкие строительные фирмы выполнили проекты на сумму в 60 миллиардов долларов с 1988 года в России. Доход турецких компаний от проектов в России, по данным ассоциации, составил 4 миллиарда в прошлом году и 2,3 миллиарда с начала года по настоящий момент времени.
Однако, по словам аналитика, непонятно, будут ли применены санкции против этих фирм. Кто-то может утверждать, что если российские инженерные и строительные компании делают ту же работу, то правительство РФ будет склоняться к санкциям против турков, используя их уход с рынка в качестве средства для продвижения своих местных фирм; с другой стороны, может произойти спад в российском строительстве в случае ограничений, касающихся турецких фирм, считает он.
При этом Рапоза отмечает, что определенный вред от санкций почувствует на себе и Россия.