Обама признал, что одной лишь военной силы для борьбы с "Исламским государством" в Сирии недостаточно, и выразил готовность работать по решению этой проблемы с Россией и Ираном.
При этом он заверил, что антироссийские санкции в связи с ситуацией на Украине не означают возврата ко временам "холодной войны", и США не хотят изоляции России.
Потенциальные угрозы
Затем глава государства заявил о том, что ему известно о реальных и потенциальных угрозах, которые стоят перед его страной. Среди них — "растущий Китай" и "поднимающаяся Россия".
"Наша страна обладает могущественными вооруженными силами, и мы не замедлим в плане защиты своих союзников, друзей, односторонним образом путем применения силы тогда, когда это потребуется",- предупредил Обама.
По словам Обамы, он при этом верит в то, что страны мира не могут вернуться "к старым путям разрешения конфликтов".
Украина: против изоляции РФ и "холодной войны"
По его словам, в результате действий России "жители Украины теперь больше, чем когда-либо хотят быть связаны с Европой, чем с Россией". В то же время, уверен Обама, если бы РФ избрала дипломатический путь в отношениях с Украиной и международным сообществом, это бы лучше служило ее собственным интересам. При этом президент не упомянул о возможных новых санкциях против России, а действующие не стал считать возвратом ко временам "холодной войны". Более того, он заверил, что США "не хотят изоляции России", а, напротив, за "сильную Россию, которая работает с нами, чтобы укрепить международную систему".
О перспективах урегулирования конфликта на Украине и выполнении "минских соглашений" лидер США не упомянул.
В таком же миролюбивом тоне Обама призвал Китай решать территориальные споры с соседями и вновь заявил о готовности продолжать нормализацию отношений с Кубой "во благо кубинского народа". В связи с этим он выразил уверенность, что конгресс США снимет с "острова свободы" действующие десятки лет экономические санкции.
Сирия: готовы к работе с РФ и Ираном
Обама упомянул о позитивном вкладе России и Китая в решение иранской ядерной проблемы, после чего перешел к наиболее сложному вопросу международной повестки — конфликту в Сирии и борьбе с "Исламским государством".
"Реализм требует того, чтобы заключить компромисс для того, чтобы прекратились вооруженные столкновения. Но реализм требует того, чтобы была реализована переходная организованная фаза от Асада к новому лидеру с инклюзивным правительством", — сказал он.
Этот посыл был адресован, в первую очередь, России и Ирану, которые выступают против немедленной отставки Асада. При этом Обама заверил, что готов к сотрудничеству с Москвой и Тегераном по разрешению конфликта.
"Наша общая задача — противостоять такому экстремизму (боевикам ИГ), который затуманивает столь многих наших молодых людей", — добавил он.
Он отметил, что проблема Сирии — это не проблема одной нации, это проблема всего человечества. С проблемой политического урегулирования он тесно увязал и борьбу с терроризмом в Сирии, для которой войск США и коалиции недостаточно.
"Наша военная мощь (для борьбы с терроризмом) необходима, но недостаточна для разрешения ситуации в Сирии. Стабильность может быть достигнута, когда народ Сирии достигнет соглашения, чтобы жить в мире", — сказал Обама.
В качестве примера от обратного Обама привел ситуацию в Ливии, из которой, по его словам, международное сообщество должно сделать выводы.
"Мы будем оказывать помощь любому легитимному ливийскому правительству, поскольку оно призвано объединить страну. Но мы также должны признать, что должны работать эффективнее в будущем, чтобы международное сообщество создало возможности помочь государствам, находящимся в беде, прежде чем они разрушатся", — заявил Обама.