МОСКВА, 22 фев — РИА Новости. Украина стала точкой соприкосновения стратегических интересов России, ЕС и США; вопреки расхожему мнению о консолидированной позиции Запада по украинскому кризису, между Вашингтоном и Брюсселем существуют существенные разногласия, пишет политолог и публицист Назанин Арманьян для испанской газеты El Publico.
Политолог предлагает несколько сценариев развития украинского конфликта с возможным "разделом" государства на сферы влияния крупных международных игроков. С точки зрения Вашингтона, рассматриваются три варианта — "польский сценарий", "финляндизация" Украины и концепция "стратегического спокойствия", выдвинутая американским президентом Бараком Обамой.
"Польский сценарий таков: Украина интегрируется в структуры НАТО и в Европейский союз, превращаясь во враждебное России государство. Как республиканские ястребы, так и демократы настаивают на вооружении Киева с конечной целью нанести смертельный удар по России, лишить ее статуса ядерной державы, разрушить ее территориальную целостность и ослабить затем региональные альянсы БРИКС и ШОС", — рассуждает эксперт.
Проект "финляндизации" Украины, предложенный Збигневом Бжезинским, советником президента США Джимми Картера по национальной безопасности, предполагает превращение Украины в открытый как для России, так и для Запада рынок без интеграции в какой-либо военный блок.
"Стратегическое спокойствие" Барака Обамы, отмечает Арманьян, является следствием катастрофической операции США в Ливии и объясняет тот факт, что американский президент впоследствии отказался от военной интервенции в Сирию, а затем и на Украину. Вашингтон предпочтет следовать своему излюбленному методу — политике санкций и военного давления на Россию.
Для России оптимальным вариантом эксперту видится "бельгийское решение" — признание нейтрального статуса Украины и гарантии того, что при сохранении федерации в качестве формы государственного устройства будут уважаться права меньшинств. Бельгия объявила свою независимость от Объединенного королевства Нидерландов в 1830 году, и город Брюссель мог тут же оказаться в составе французского государства, однако в итоге европейскими державами было принято решение об уважении постоянного нейтралитета и территориальной целостности Бельгии. Иными словами, такой сценарий предполагает сохранение федеративной Украины в ее нынешних границах и при внеблоковом статусе.
Интересы Германии, по мнению политолога, носят прагматический характер — несмотря на то что на территории ФРГ располагается многочисленный американский военный контингент, у канцлера Ангелы Меркель нет стратегических идей, интересы своего государства она видит в благополучии немецкой экономики, банков и предприятий. Россия в экономическом плане более важна для Европы, нежели Украина — не только из-за своего превосходства на рынке энергетики, но из-за высокой позиции в мировом политическом рейтинге. В связи с этим немецкое правительство отвергает идею принятия Киева в состав НАТО.
"В Берлине понимают, что вторая важнейшая задача Вашингтона состоит в том, чтобы боевые действия на Украине продолжались, поскольку наличие Киева в сфере влияния России означает высокую вероятность создания русско-немецкого альянса, способного контролировать Евразию, "сердце мира" (срединная земля в геополитической концепции Маккиндера)", — пишет Назанин Арманьян.
"Враждебная политика Белого дома в отношении Москвы, его абсурдное и инфантильное видение мира, разделенного на две части — прозападные государства и их враги, — очень дорого обходятся Западной Европе". ЕС, возглавляемый Меркель, теряет сотни миллионов евро из-за санкций США в адрес Москвы, почти три тысячи немецких компаний страдают из-за подобной политики, замечает политолог.