МОСКВА, 21 дек — РИА Новости. Выборы в законодательную (нижнюю) палату парламента Узбекистана, которые пройдут в воскресенье, завершают очередной этап внутриполитических реформ в стране, от которых его участники и население ждут главного — после формирования нового парламента должно быть объявлено о сроках новых выборов президента Узбекистана.
Еще в марте 2012 года Сенат Узбекистана (верхняя палата узбекского парламента) одобрил конституционный закон "Об очередных выборах в представительные органы государственной власти и президента республики Узбекистан". Согласно принятому закону, очередные выборы в парламент Узбекистана были назначены на декабрь 2014 года, а выборы президента страны — на 2015 год, по истечении 90 дней со дня опубликования официальных результатов парламентских выборов. Предыдущие выборы президента состоялись в Узбекистане в 2007 году, когда главой государства сроком на семь лет был избран Ислам Каримов, управляющий республикой с 1989 года.
В конце 2013 года Каримов выступил с инициативой расширить полномочия парламента за счет усиления контроля над деятельностью правительства и исполнительных органов власти.
Нововведения и перераспределение
Двухпалатный парламент в Узбекистане был впервые сформирован в 2005 году. В Законодательной палате на постоянной основе сроком на пять лет работают 150 депутатов. Четыре зарегистрированные политические партии — Либерально-демократическая партия Узбекистана (УзЛиДеП), Народно-демократическая партия Узбекистана (НДПУ), Демократическая партия Узбекистана "Миллий тикланиш" ("Национальное возрождение"), Социал-демократическая партия Узбекистана "Адолат" ("Справедливость") — распределили 135 мест по итогам выборов в декабре 2009. Кроме того, 15 мест предоставляется депутатам от Экологического движения Узбекистана. В ныне действующем парламенте большинство мест в парламенте принадлежит УзЛиДеП (33 депутата) и ДПУ (26).
В верхней палате — Сенате — работают 100 депутатов, избранных в равном количестве — по шесть человек — от Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента. Кроме того, 16 членов Сената назначаются президентом Узбекистана из числа наиболее авторитетных граждан страны.
Со времени предыдущих парламентских выборов в 2009 году в избирательное законодательство и Конституцию Узбекистана были внесены существенные изменения. В апреле 2014 года Сенат одобрил изменения и дополнения в отдельные статьи Конституции страны, расширив роль и полномочия палат парламента по контролю за деятельностью правительства, ранее возлагавшиеся на президента страны.
В частности, кандидатура премьер-министра теперь выдвигается партией, набравшей наибольшее количество депутатских мест (или несколькими партиями, получившими равное наибольшее количество депутатских мест). В Конституцию также была внесена норма, предоставляющая парламенту право выражать вотум недоверия премьер-министру.
Также в избирательное законодательство в декабре 2012 года были внесены изменения, предусмотренные рекомендациями ОБСЕ — уточнение процесса досрочного голосования, создание возможности голосования в местах содержания под стражей и другие.
Голоса мигрантов остались дома
Как сообщил председатель ЦИК Узбекистана Мирза-Улугбек Абдусаломов, принять участие в выборах смогут более 20,79 миллиона человек. Избирательные участки откроются в 06.00 по местному времени (04.00 мск) и закроются в 20.00 (18.00 мск).
По данным ЦИК, на сегодняшний день образованы все 135 избирательных округов из расчета в среднем 154 тысячи избирателей на один округ, созданы 9035 избирательных участков. Избирателям, не имеющим возможности в день выборов находиться по месту жительства, было предоставлено право досрочного голосования, которое прошло с 11 декабря по 19 декабря.
В списки избирателей, проживающих за пределами страны, включены 13280 человек. Граждане Узбекистана, проживающие за границей, смогут проголосовать на 44 избирательных участках, образованных ЦИК на территории дипломатических представительств республики в 36 странах.
Между тем, по оценочным данным, в настоящий момент на заработках за пределами страны с 31-миллионным населением находится порядка 4-6 миллионов человек (почти треть работоспособного населения), преимущественно в РФ.
За выборами будут следить почти 70 тысяч местных наблюдателей и около 300 международных — от различных организаций, включая СНГ. В частности, Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ направила на выборы ограниченную миссию из 20 представителей в связи с "отсутствием конкурентной борьбы между кандидатами". ОБСЕ направляла в Узбекистан только ограниченные миссии наблюдателей на парламентские выборы 2004 года и президентские выборы 2007 года, а также оценочную миссию на парламентские выборы 2009 года.
Пассивная агитация
В начале ноября все четыре допущенные к выборам политические партии Узбекистана выдвинули по 135 кандидатов — соответственно количеству избирательных округов. ЦИК Узбекистана, зарегистрировав всех кандидатов, 15 ноября объявил о начале предвыборной агитации. По законодательным нормам предвыборная борьба заканчивается 19 декабря. Агитация в день выборов и за день до начала голосования не допускается.
По данным ЦИК, среди кандидатов в депутаты представители сферы образования составляют 26,5%, производственной сферы — 20,2%, экономисты- 20,8%, правоведы — 14,2%, работники системы здравоохранения — 10,1%. Все кандидаты имеют высшее образование, 21,7% — ученую степень доктора или кандидата наук, 13,8% ранее уже избирались депутатами. Женщины в числе кандидатов в депутаты составляют 31,8% (в соответствии с законодательством, число женщин должно составлять не менее 30% от общего числа кандидатов в депутаты, выдвинутых от политической партии).
По данным ЦИК и международных наблюдателей, все политические партии Узбекистана и кандидаты в депутаты парламента получили равные возможности для своей агитации в СМИ. ЦИК до сегодняшнего дня не получил официальных жалоб касающихся избирательного процесса.
Вместе с тем, как и предполагали эксперты, сама избирательная кампания кандидатов характеризуется низкой активностью. "По настоящее время наблюдается мало признаков предвыборной кампании", — указывается в промежуточном отчете миссии ОБСЕ в минувшую субботу. По данным некоторых собеседников миссии, "законодательная база препятствуют политическому плюрализму в СМИ".
"Партийные программы в основном нацелены на вопросы социальной защиты и экономического развития, подчеркивая необходимость стабильности, единства и постепенных политических и экономических реформ", — сообщает миссия. При этом все политические партии, выдвинувшие своих кандидатов, поддерживают существующий правительственный курс.
В целом, население и многие участники общественно-политической жизни в Узбекистане рассматривают приближающиеся выборы в парламент, как организационный этап перед основным политическим событием 2015 года — новыми выборами президента Узбекистана.