ПАРИЖ, 21 окт — РИА Новости, Виктория Иванова. Колоритный француз Кристоф де Маржери, проработавший всю свою жизнь в одном из крупнейших нефтяных концернов Total, погиб в ночь с понедельника на вторник при крушении небольшого самолета в московском аэропорту "Внуково".
Семья и усы
"Мушкетер от бизнеса", как называли де Маржери коллеги, рос с великолепным примером перед глазами — его отчимом был Пьер-Ален Жакен де Маржери, продолжатель рода дипломатов и высокопоставленных чиновников. Мать де Маржери происходила из семьи, основавшей дом элитного шампанского Taittinger. Возможно, это сыграло определенную роль в отношении де Маржери к алкоголю: в нем он умел хорошо разбираться и был тонким ценителем. Однако игристому вину президент Total предпочитал водку и виски и не раз рассказывал журналистам о том, какой вкус имеет "Белуга", и восхищался вкусом виски Lagavulin.
Семья вообще играла для де Маржери исключительно важную роль. Рассказывая о ней в октябре 2010 года, президент Total гордился, что женат, у него трое детей и уже семеро внуков. Про детей и внуков де Маржери рассказывал с особой теплотой, считая, что "дети — это жизнь, а жизнь — это семья". Руководитель компании Orange Стефан Ришар вспоминает, что внуки порой называли де Маржери "дедушка Тоталь".
Как и многие дедушки планеты, де Маржери носил усы, которые были одной из самых заметных деталей его облика. За них журналисты то и дело награждали президента Total добрыми прозвищами — от "Большие усы" до "Британский полковник". Газета Liberation в шутку отмечала, что усы де Маржери создают образ "офицера британской армии, сохранившего эти любопытные усы как единственное воспоминание о службе Её Величеству".
А вот за службу своему отечеству де Маржери был удостоен двух высоких наград Французской Республики — ордена Почетного легиона и Национального ордена "За заслуги".
Де Маржери с детства любил скорость и вовсе не грезил о месте лидера нефтяной индустрии. Он хотел быть гонщиком. Но родители сочли такую мечту небезопасной, и поэтому автомобили остались лишь одним из многих увлечений: помимо картинга, в котором президент Total не раз получал призы, его страстью также были лыжи, теннис и паруса.
Вместо гоночного трека де Маржери отправился учиться в Высшую школу коммерции, окончив которую в 1974 году, он пришел работать в Total. В нефтяном концерне он проработал ровно 40 лет, пройдя долгий путь по карьерной лестнице от позиции в финансовой дирекции до поста президента.
На этой высокой должности де Маржери снискал уважение порой диаметрально противоположных представителей французского общества — от правых до левых. С почетом относились к нему и за рубежом. Большую роль де Маржери сыграл и в отношениях Франции и России. Так, он не поддерживал введение санкций в отношении РФ и считал, что Россия не должна быть изолирована от глобальных экономических и политических процессов.
Об этом президент Total заявил в понедельник, выступая в Москве в рамках заседания Консультативного совета по иностранным инвестициям. Через несколько часов бизнес-джет, единственным пассажиром которого был де Маржери, врезался в снегоуборочную машину на взлетной полосе московского аэродрома "Внуково". По данным СК РФ, автомобилем управлял пьяный водитель. Вместе с де Маржери погибли еще три члена экипажа. СК РФ считает приоритетными версиями случившегося ошибку диспетчера и действия снегоуборщика; также проверяются версии о погодном факторе и ошибке пилотирования. Уголовное дело возбуждено как в России, так и во Франции.
Для коллег де Маржери известие об авиакатастрофе стало потрясением. Выходя покурить у подъезда штаб-квартиры Total в парижском районе небоскребов Дефанс, они не скрывают слез и дрожащего голоса. Де Маржери был для них не только и не просто президентом компании, но и небезразличным, щедрым и заботливым человеком. Он старался улучшить жизнь своих подчиненных, активно развивал и продвигал компанию на различных рынках, а по вечерам мог пропустить стакан за ужином с коллегами.
"Мы чувствуем себя так, как будто от нас ушел кто-то очень близкий", — говорят коллеги. Сейчас им предстоит непростая пора — кризисный комитет начал решать вопрос о том, кто же займет место де Маржери. Потом предложения комитета утвердит совет акционеров компании. Потом начнется новая жизнь, в которой, надеются в компании, многое останется прежним, в том числе — направления развития. А партнеры погибшего президента пообещали приложить усилия для того, "чтобы там, где он сейчас, ему не было стыдно".