ПАНАМА, 16 авг — РИА Новости, Дмитрий Знаменский. Испанские конкистадоры были людьми практичными. Уже в шестнадцатом веке, оценив удобное расположение Панамы, они задумались над вопросом о постройке канала между Тихим и Атлантическим океаном, но реализовать проект удалось только через четыре века. И по сей день Панамский канал является пока единственным альтернативным путем, позволяющим сэкономить время для пересечения Америки.
Свято место пусто не бывает: французов заменили американцы. В 1904 году правительство США выкупило право на строительство канала за 40 миллионов долларов. За год до этого Республика Панама стала независимой от Колумбии. В соответствии с соглашением Панама уступала США под полную юрисдикцию собственно канал и территории вдоль его трассы шириной приблизительно в 10 миль. В обмен на это США уплатили Панаме 10 миллионов долларов единовременно и обязались выплачивать арендную плату за пользование полученной ими территорией в 250 тысяч долларов ежегодно. Эта сумма впоследствии несколько раз увеличивалась, достигнув 110 миллионов долларов в 1998 году.
Строительство канала началось в 1904 году и длилось более 10 лет. В работах участвовали 50 тысяч человек из 30 стран. В итоге канал был открыт 15 августа 1914 года, а первым судном, прошедшим по нему в тот день, стал пароход "Анкон". Однако официальное открытие канала состоялось только через шесть лет — в июне 1920 года.
Условия работ на строительстве канала были не самыми лучшими. По приблизительным оценкам, число погибших работников составило 20 тысяч человек. Людей косили малярия и желтая лихорадка. Даже сейчас, спустя век, в районе канала тяжело просто находиться, не говоря уже о работе.
А работают там сейчас примерно 8 тысяч человек — канал расширяется и модернизируется. "Фактически у нас появится второй канал", — говорит представитель Панамского канала Луис Феррера.
Работы по расширению Панамского канала были начаты в 2007 году, примерная стоимость реконструкции оценивается в 5,25 миллиарда долларов. "Нам предстоит вырубить 49 миллионов кубических метров породы, причем большая часть — это базальт", — сказал Феррера.
По завершении работ пропускная способность этого водного пути из Тихого в Атлантический океан возрастет в два раза — с 300 до 600 миллионов тонн в год. Закончатся работы в декабре 2015 года, а полноценно новый канал заработает в январе 2016 года. По словам Ферреры, после реконструкции суда смогут проходить по каналу одновременно в обоих направлениях. "Это будет очень красиво, суда идут в двух направлениях на разной высоте", — говорит Феррера. Новые шлюзы позволят пропускать 98 процентов судов, которые раньше не соответствовали параметрам канала.
Шлюзовые ворота были сделаны в Италии. Высота их составляет от 30 до 40 метров, а вес каждой детали достигает 4 тысячи тонн.
Панамский канал своей реконструкцией решает для себя важную проблему конкуренции. В начале июля в Никарагуа был утвержден окончательный вариант нового маршрута канала между океанами по территории страны. Уточненная стоимость проекта составляет примерно 40 миллиардов долларов. Новый водный путь через Центральную Америку из Атлантического в Тихий океан планируется именно как альтернатива уже существующему Панамскому каналу, расположенному на расстоянии всего 600 километров.
"Мы не боимся конкуренции, но нужно соответствовать предъявляемым требованиям", — говорит Феррера. При этом потенциальным конкурентом Панамскому каналу может стать и Мексика. Как сообщил РИА Новости губернатор мексиканского штата Оахака Габино Монтеагудо, мексиканские власти рассматривают возможность строительства транспортного коридора, который свяжет побережье Тихого и Атлантического океанов.
По его словам, коридор пройдет от порта Салина-Крус в Оахаке до порта Коацакоалькос в штате Веракрус, он позволит связать два океана по уже имеющейся железной дороге, которая будет модернизирована и расширена.