МОСКВА, 16 июл — РИА Новости. Россия могла бы использовать центр радиоперехвата в Лурдесе на Кубе не только в военных целях, но и в целях промышленной разведки, так как является одним из основных игроков в современном мире и должна быть в курсе нюансов работы своих оппонентов, считают опрошенные РИА Новости политологи.
Ранее в СМИ появилась информация о том, что Россия и Куба договорились о возвращении в пользование российской стороне радиоэлектронного центра в Лурдесе рядом с Гаваной, позволявшего во времена СССР контролировать радио- и телефонную связь на значительной части территории "потенциального противника".
Причины возвращения
Директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов считает, что Россия может использовать этот центр не только в военных целях, но и в целях промышленной разведки.
"Весь смысл не столько в военных целях, это в основном промышленная разведка. Грубо говоря, если ты большая страна, серьезный игрок, являешься одним из полюсов в многополярном мире, ты, наверное, должен представлять в нюансах, что происходит у твоих оппонентов. Соответственно, Россия возвращает себе ряд таких функций, в том числе базу в Лурдесе", — пояснил он.
Доцент кафедры гуманитарных дисциплин РАНХиГС, член Российской ассоциации политической науки Сергей Беспалов напомнил, что РФ в 2001 году отказалась от использования центра радиоэлектронной разведки, так как надеялась на очень серьезное сближение с США, в особенности после террористических атак 11 сентября. По его мнению, это был жест, демонстрирующий, что Россия не рассматривает США как своего потенциального противника.
Беспалов считает, что решение отказаться от использования центра было пересмотрено Россией по нескольким причинам. С одной стороны, изменилась экономическая ситуация, и те средства, которые РФ предстоит платить, не особенно велики, полагает эксперт. Кроме того, нельзя недооценивать значение этой базы в военно-разведывательном плане.
"Понятно, что с военно-разведывательной точки зрения значение этого объекта очень велико, потому что никакую другую точку, настолько приближенную к территории США, позволяющую с такой эффективностью вести в их отношении разведывательную деятельность, представить себе невозможно", — добавил он.
Выгоды для Кубы
По словам Беспалова, Куба долгие годы остается в условиях жесткой блокады со стороны США, поэтому естественно, что возражений со стороны кубинских властей при принятии решения о центре радиоперехвата не было.
"В отношениях Кубы и США, хотя сменилось уже несколько администраций США, по большому счету, ничего не меняется <…> А учитывая достаточно тяжелую экономическую ситуацию, в которой находится Гавана в течение последних 20 лет, те средства, которые кубинцы могут получать от аренды соответствующего объекта, для Гаваны окажутся совершенно не лишними", — считает он.
Мартынов также считает, что Кубе такая сделка с Россией принесет пользу и в плане экономики, и в плане обороны.
"Для Кубы всегда тормозом развития были жесточайшие санкции со стороны США. И не было бы никакой Кубы, если бы в свое время за кубинскую государственность не заступился Советский Союз и потом Россия. Поэтому кубинцы это помнят и понимают, что присутствие России в виде базы электронной разведки в Лурдесе — это серьезное присутствие, которое позволит Кубе развиваться и обеспечит госбезопасность", — сказал он.
Мотивация отказа
Доцент кафедры гуманитарных дисциплин РАНХиГС, член Российской ассоциации политической науки Сергей Беспалов напомнил, что РФ в 2001 году отказалась от использования центра радиоэлектронной разведки, так как надеялась на очень серьезное сближение с США, в особенности после террористических атак 11 сентября.
"Соответственно, речь тогда шла не столько о выполнении требований американцев, насколько я могу судить, сколько о желании сделать такой жест и показать, что Россия не рассматривает США как своего потенциального противника", — пояснил он.
Кроме того, по словам эксперта, была и экономическая мотивация при принятии этого решения, так как аренда центра в Лурдесе требовала определенных финансовых затрат, которые более целесообразно было бы использовать на другие цели.