МОСКВА, 17 июн — РИА Новости. Отказ Петра Порошенко сотрудничать с Россией в оборонке нанесет ущерб прежде всего самой Украине и похоронит целые отрасли украинской высокотехнологичной промышленности, считают опрошенные РИА Новости эксперты.
Удар по Украине
Сворачивание военно-технического сотрудничества не скажется на российской оборонке и ударит в первую очередь по украинским предприятиям, заявил высокопоставленный представитель Рособоронэкспорта.
Он пояснил, что оборонные предприятия Украины выпускают в основном комплектующие материалы. "Конечную продукцию они почти не производят, они делают только комплектующие, а они нужны России, а не НАТО, в чью сторону сейчас смотрит Киев", — добавил российский сенатор.
Тем не менее Россия все же ощутит последствия прекращения военного сотрудничества с Украиной, полагает он.
"Мы исторически были связаны единым народнохозяйственным комплексом еще со времен СССР, в том числе в ОПК", — сказал Озеров.
Вместе с тем, подчеркнул председатель комитета, Россия была готова к такому решению и теперь будет искать возможность замены недостающих комплектующих, в том числе в других странах.
Предприятия закроются
Украинский оборонно-промышленный комплекс на мировом рынке не нужен никому, кроме России; лишившись главного покупателя, Украина рискует загубить самый развитый сектор своей промышленности и оставить без работы сотни тысяч квалифицированных специалистов, полагает главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко.
Собеседник агентства отметил, что свыше 90% всего экспорта украинского ВПК поступает именно в РФ. Разрывая военно-техническое сотрудничество, Украина рискует остаться без покупателей, ведь "производимая ею военная продукция на рынках других стран просто не нужна".
Прекращение военно-технического сотрудничества с РФ, по мнению эксперта, чревато и массовым социальным взрывом: на улицу будут выброшены сотни тысяч квалифицированных рабочих, специалистов, инженеров.
"Это решение ударит по самому развитому сектору украинской промышленности — ОПК, что только усугубит те социальные и экономические сложности, которые сегодня переживает Украина", — пояснил Коротченко.
ВПК США или Новороссии?
Как отмечают политологи, львиная доля украинского ОПК находится на востоке страны, который Порошенко не контролирует. Однако США будут активно пытаться перекупить специалистов и технологии разоряющейся отрасли, считает президент фонда "Политика", депутат Госдумы Вячеслав Никонов.
"Это решение означает, что украинский ОПК окажется в очень тяжелом положении. Понятно, что сейчас его американцы будут активно стараться перекупить вместе с ноу-хау, с людьми, с технологиями", — сказал Никонов.
По его словам, еще неизвестна судьба востока и то, "насколько Порошенко окажется в состоянии контролировать положение дел в этих регионах".
"Если состоится Новороссия как самостоятельное государство, уверен, что правительство Новороссии будет более позитивно относиться к военно-техническому сотрудничеству с Россией, нежели правительство Порошенко", — считает собеседник агентства.
"Победа Запада"
Доктор политических наук, профессор кафедры внешнеполитической деятельности РФ Российской академии народного хозяйства и госслужбы Александр Михайленко также считает, что прекращение сотрудничества в ОПК хоть и будет иметь последствия для обеих стран, но по Украине ударит больнее.
"Это взаимный удар. Для нас — в меньшей степени, мы очень большая экономика. Во-первых, это удар по украинской экономике. Военно-техническая отрасль из того, что у них есть, — самая передовая. Если рассматривать с точки зрения развития украинского государства, промышленности, это очень невыгодно для них. Я считаю, это победа Запада, который старается каким-то образом свои интересы отстоять", — сказал эксперт.
Космос сворачивается
Что касается космической промышленности, то тут сотрудничество двух стран также близко к сворачиванию, а полное закрытие совместных проектов может похоронить остатки этой высокотехнологичной отрасли экономики Украины.
"Ситуация, которая сегодня сложилась, в более мягкой форме наблюдалась с 2004 года, когда победил (Виктор) Ющенко. Тогда уже было ясно, что сотрудничеству приходит конец", — заявил член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин.
"Нет прецедентов, чтобы в странах Восточной Европы после трансформаций и сдачи политических и экономических позиций осталась своя промышленность в обороне или космосе. Даже все зачатки были уничтожены. Здесь будет та же самая ситуация", — сказал Ионин.
По его словам на новом "Союзе", прошедшем модернизацию, и на "Протоне-М", который летает с конца 90-х годов, нет украинских комплектующих. Последнее оставшееся сотрудничество двух стран касается ракет "Днепр" и "Зенит".
"Последняя связана с проектом "Морской старт", в скором времени судьба этого проекта в этой ситуации уж точно решится в отрицательную сторону, проект закроют. Что касается сотрудничества по ракете "Днепр", то это старые кооперационные связи, которым 30-40 лет. Можно сказать, доедание старого запаса тушенки, которая хранилась 40 лет на складе", — сказал Ионин.
Предприятия сотрудничают
Тем не менее, по крайней мере пока, сотрудничество на уровне отдельных предприятий продолжается. Как сообщил гендиректор российской компании "Спутникс" Андрей Потапов, сотрудничество с днепропетровским КБ "Южное" и ПО "Южмаш" по подготовке к кластерному запуску ракеты-носителя "Днепр" не прерывалось, более того, идет "в четком соответствии с графиком".
Несмотря на обострение отношений между Россией и Украиной, взаимодействие по ряду взаимовыгодных проектов в космической сфере продолжает оставаться стабильным, отметил он.
Также и украинский завод "Мотор-Сич" не получал официальных уведомлений о прекращении взаимодействия с Россией, двигатели для вертолетов поставляются без сбоев, сообщил РИА Новости официальный представитель компании.
"В настоящий момент компания "Мотор-Сич" никаких официальных уведомлений о прекращении сотрудничества с РФ в части поставки двигателей не получала. Продукция без каких-либо перебоев проходит через границу. Двигатели оформлены как агрегаты двойного назначения, поэтому мы надеемся, что перебоев с их поставкой в дальнейшем также не будет", — сказал собеседник агентства.
Компания в 2011 году подписала пятилетний контракт с холдингом "Вертолеты России" (входит в ГК "Ростех") на 1,2 миллиарда долларов на поставку 250-270 украинских двигателей в год для российских коммерческих вертолетов.
Заводы справятся
По словам представителя ростовского НПП КП "Квант", занимающегося, в частности, производством приборов для систем ориентации космических аппаратов и спутниковых навигационных систем, от решений по Украине завод не пострадает. "Мы справимся без Украины легко", — сказал он.
Собеседник агентства пояснил, что завод закупает комплектующие у крупного российского поставщика радиоэлектронных изделий, который в свою очередь приобретал их в том числе и на Украине.
В то же время ростовская компания "Ирис", которая производит электрооборудование для электровозов и по гособоронзаказу делает аппаратуру для подлодок, уже испытывает сложности.
"По части гособоронзаказа мы у них ничего не закупаем. Но у нас было непрямое сотрудничество по электровозам: в Днепропетровске изготавливали кабины, в которые мы устанавливали свое оборудование и поставляли желдороге. Сейчас кабины не поступают, поэтому мы не поставляем свое оборудование и испытываем от этого сильные финансовые трудности", — сообщили в "Ирисе".
Заводы Хабаровского края не пострадают от запрета президента Украины на сотрудничество с Россией в военной сфере, сообщил губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт.
"Наши заводы от запрета не пострадают. У нас на заводах работает много специалистов из Крыма, они уже получили российские паспорта, и это наши люди теперь. Часть людей работает из Украины, западной в том числе, но они тоже изъявили желание здесь остаться, пишут заявления на получение гражданства", — сказал собеседник агентства.
Глава региона считает, что "запреты больше ударят по инициаторам, ведь агрегаты покупать не будут, и их производители останутся без работы".
В Хабаровском крае работают Амурский судостроительный завод в Комсомольске-на-Амуре, Хабаровский судостроительный завод в Хабаровске, Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина, где производят самолеты семейства Су, истребитель пятого поколения Т-50, а также гражданский самолет "Сухой Суперджет".
"Уралвагонзавод" в Свердловской области предвидел такой ход событий, поэтому заранее позаботился об импортозамещении, сообщил представитель предприятия Алексей Жарич.
"Корпорация знала об этом заранее, и все необходимые подготовительные мероприятия по импортозамещению проведены. Поэтому у нас сбоев никаких не будет. Единственное, можно выразить сожаление, что сами украинские производители страдают от этой политики… У них рынок сбыта — это Россия", — сказал собеседник агентства.