ВЕНА, 18 окт — РИА Новости, Андрей Золотов. Наследники венского промышленника и мецената Августа Ледерера потребовали от австрийского государства вернуть им одно из главных произведений Густава Климта и всего австрийского модерна — цикл "Бетховенский фриз", который был экспроприирован нацистами у еврейских владельцев, после войны возвращен семье, а в 1973 году выкуплен Австрийской Республикой, как утверждают адвокаты наследников, под давлением и по несправедливой цене.
Международная команда адвокатов и экспертов во главе со швейцарцем Марком Вебером, представляющая двоих из 11 наследников, сообщила на пресс-конференции в четверг, что они подали заявление на реституцию в Министерство образования и культуры Австрии во вторник. А венский адвокат Альфред Нолль, представляющий остальных наследников, сообщил РИА Новости, что подаст свое заявление в пятницу или понедельник.
"Бетховенский фриз" размером 34 на 2 метра был написан Климтом для выставки группы "Сецессион" в 1902 году, впоследствии разрезан на 7 фрагментов и выставляется в последние десятилетия, после реставрации, в специальном зале в здании Сецессиона в центре Вены. Это произведение настолько важно для австрийской культуры, что его мотивы использовались для коллекционной австрийской золотой монеты достоинством 100 евро, выпущенной в 2004 году.
По словам адвокатов, это первый случай требования о реституции на основании закона 2009 года, который позволяет возвращать не только экспроприированные, но и выкупленные под давлением произведения искусства.
"У всех 11 наследников одинаковая позиция. Мы считаем, что австрийским государством была совершена несправедливость, и у нас есть юридические основания для реституции. Отличие в стиле требований. Большинство наследников считает, что сейчас не надо действовать публично и надо подготовить передачу в процессе переговоров с официальными лицами и делать это более или менее тихо", — сказал Нолль. Швейцарская же команда избрала публичность.
Картина "в заложниках"
Август Ледерер — один из главных меценатов, поддерживавших Климта, купил "Бетховенский фриз" в 1915 году.
"В конце 19 века Вена была художественной столицей Европы, а еврейские семьи были основными меценатами, стимулировавшими художественную жизнь здесь. Семья Августа и Серены Ледерер были главными меценатами, поддерживавшими Густава Климта", — рассказал в четверг журналистам канадский историк Роберт Ян ван Пельт. Именно они в первую очередь интересовались "темной стороной" творчества Климта, связанной с ницшеанством, а самым ярким проявлением этого направления в творчестве Климта считается "Бетховенский фриз".
Август Ледерер умер в 1936 году. А в 1939 году нацистское правительство экспроприировало у его наследников алкогольно-химическую империю и коллекцию произведений искусства. После войны австрийское правительство вернуло собственность бежавшему в 1938 году в Швейцарию сыну Августа, Эриху Ледереру, но одновременно наложило запрет на вывоз произведений искусства из Австрии, а принадлежавшие семье предприятия подверглись банкротству, отметил ван Пельт. Как и большинство евреев, бежавших от преследования нацистов, Ледерер не хотел возвращаться в Австрию. После длительных переговоров было достигнуто соглашение: Ледерер передавал в дар Австрии несколько полотен, а взамен получал разрешение вывезти остальную коллекцию, за счет продажи которой он жил. Но австрийское правительство последовательно отказывалось снять запрет на вывоз "Бетховенского фриза".
"С 1950 по 1972-73 годы шла борьба между Эрихом Ледерером и австрийским правительством, чтобы получить право на вывоз "Бетховенского фриза". Картина оставалась в заложниках в Австрии", — сказал ван Пельт на пресс-конференции, где журналистам были представлены документы того времени, включая письмо Ледерера канцлеру Австрии Бруно Крайскому, где он утверждает, что австрийские власти пытаются поставить его "на колени" и только и ждут его смерти, и переписку австрийских ведомств, где говорится о создании условий для "выгодной" покупки "Фриза". Ледерер выступал и против планов реставрации его картин, потому что не мог бы ее оплатить. В Австрии не существовало в то время арт-рынка, способного заплатить за картину мировую цену.
Вынужденная продажа
"После многих лет борьбы и перед лицом неизбежной реставрации уже старый и больной Ледерер согласился продать "Фриз" единственному возможному покупателю — Австрийской Республике. Наши поручители требуют исправить эту несправедливость", — сказал швейцарский адвокат Вебер. Входящий в его команду австрийский профессор права Георг Граф добавил, что случай с "Бетховенским фризом" — один из многих, за которым стояла спланированная политика австрийского правительства — вынуждать эмигрировавших евреев продавать свои произведения австрийскому государству.
В 1972 году Эрих Ледерер предложил австрийскому правительству выкупить "Фриз" за 1 миллион долларов. В итоге сделка была совершена в 1973 году за 15 миллионов австрийских шиллингов, или около 750 тысяч долларов. В случае положительного решения вопроса о реституции наследники должны будут вернуть эту сумму Австрии. По оценкам аукционного дома Christie`s, на которые ссылаются адвокаты, на мировом рынке в 1973 году за эту картину можно было выручить от 1,5 до 2 миллионов долларов. Сколько эта картина может стоить сегодня, адвокаты и историки сказать не могли. "Это такое важное произведение искусства, что оно просто не имеет цены", — сказал ван Пельт.
Доступ к шедевру
Адвокат Нолль сообщил РИА Новости, что его клиенты большинство наследников Ледерера — за то, чтобы картина оставалась в Австрии и была доступна. "Есть очень четкая позиция: мы хотим, чтобы это знаменитое полотно оставалось доступно австрийской публике, что никак не умаляет нашей позиции по существу реституции", — сказал Нолль.
Официальный представитель Министерства образования и культуры Австрии Раймунд Ланг подтвердил РИА Новости, что запрос от адвокатов получен и направлен на рассмотрение Комиссии по исследованию провенанса (происхождения), которой предстоит сформировать "досье" и передать его Совету по реституции. Именно Совет по реституции выдаст рекомендацию министру о том, должно ли государство возвращать шедевр. "Обычно министр следует рекомендации Совета по реституции", — сказал Ланг. При этом он отказался назвать предположительные сроки рассмотрения, сославшись на сложность этого дела.
Нолль сказал, что исходя из его практики реституционных дел, решение министра следует ожидать летом 2014 года.
Запрос на реституцию "Бетховенского фриза" — не первый случай, когда Австрия сталкивается с угрозой потери значительного произведения Климта, ставшего своего рода иконой своего стиля. В 2005 году Австрия проиграла судебное дело о реституции пяти картин Климта, некогда конфискованных нацистами у другой семьи венских еврейских меценатов, Блох-Бауэр. Всемирно известный "Портрет Адели Блох-Бауэр" был тогда снят со стен венского музея "Бельведер" и возвращен наследнице Блох-Бауэр Марии Альтман, которая продала его за 135 миллионов долларов миллиардеру Рональду Лаудеру, также происходящему из рода венских еврейских промышленников. С тех пор полотно находится в основанном Лаудером музее австрийского и немецкого искусства Neue Galerie в Нью-Йорке.