МОСКВА, 24 июл — РИА Новости. Пребывание бывшего сотрудника американских спецслужб Эдварда Сноудена на российской территории чувствительно для Москвы, однако, по мнению российских экспертов, которое они высказали в среду РИА Новости, этот казус не сможет серьезно повлиять на долгосрочные отношения между Россией и Соединенными Штатами. Сам же Сноуден становится все более неудобной фигурой для российских властей, а "бюрократические проволочки" по его делу лишь подтверждают желание Москвы отстраниться от него.
Чем скорее, тем лучше
"С точки зрения долгосрочных российских внешнеполитических интересов, чем скорее мы отправим Сноудена куда-нибудь, тем лучше, потому что отношения с Соединенными Штатами в стратегическом плане (для России) гораздо важнее, чем игры спецслужб", — считает заведующий сектором ИМЭМО РАН, профессор МГИМО (У) МИД РФ, эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Сергей Ознобищев. Хотя, добавил эксперт, на начальном этапе ощущалось желание России "продемонстрировать США, что мы берем под крыло этого человека, и, вроде бы, с позиции международного права, с позиций высокого гуманизма поступали верно".
"Казус Сноудена"
Вместе с тем, по словам Ознобищева, "казус Сноудена" для нас очень чувствителен, и он становится тем чувствительней, чем ближе дата возможной встречи в верхах между Путиным и Обамой". Желание Сноудена остаться в России и попытаться найти здесь работу, по мнению профессора МГИМО, это "новые повороты, которые уже у нас не очень поддерживаются, в том числе и общественным мнением".
"Наши правозащитники занимают абстрактную, человеколюбивую позицию, и властями не очень поддерживаются, так как Сноуден, с точки зрения большой политики, нам становится все более и более неудобен", — сказал эксперт. По его мнению, бюрократические препятствия со стороны ФМС могут означать только то, что "мы всячески отпихиваем от себя Сноудена". Однако Ознобищев считает, что российская власть пытается делать это так, "чтобы сохранить лицо и образ страны, которая встает на защиту прав человека".
По мнению Бартенева, вопрос Сноудена обсуждается на уровне различных ведомств и министерств, и "внутри каждого ведомства найдутся группы различных интересов, которые будут отстаивать ту или иную сторону". Он считает, что "поэтому согласование занимает столько времени".
Как считает председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов, сегодня в очередной раз проявилось то, что "Россия никакого энтузиазма по поводу пребывания здесь Сноудена не испытывает". "Это всячески демонстрирует, что он самый обычный человек без документов, который просит убежища. Тем самым дается понять американцам, что не надо делать трагедию: ничего личного. Да, нам приходится этим заниматься. Но действуем мы отстраненно", — сказал Лукьянов.
Бюрократия и срок
Со своей стороны ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН, эксперт Российского совета по международным делам Алексей Фесенко считает, что в деле Сноудена есть два фактора, одним из которых является российская бюрократическая система, которую нельзя миновать "даже по указу свыше". Второй момент, по словам эксперта, это "некоторый элемент игры с американцами. Мы даем временное или постоянное убежище Сноудену, но показываем, что в принципе он нам особо никто".
Фесенко считает, что "Сноуден сидит в аэропорту вовсе не как какой-нибудь несчастный турист, ожидающий рейса в транзитной зоне. Он пользуется гостиницей, всеми удобствами, ему есть где ночевать, куда класть вещи. Он имеет крышу над головой, доступ к питанию, к нормальной жизнедеятельности. Правильно будет сказать: он не сидит в транзитной зоне, а временно проживает в отеле близ аэропорта", — пояснил российский специалист.