Рейтинг@Mail.ru
Как устроена защита дунайского города от наводнения - РИА Новости, 12.06.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как устроена защита дунайского города от наводнения

Читать ria.ru в
Особые сборные защитные заборы, в дословном переводе с немецкого "мобильные защитные стены", помогли спасти Австрию от разрушительных последствий рекордного наводнения в центральной Европе.

КРЕМС-НА-ДУНАЕ (Нижняя Австрия), 12 июн — РИА Новости, Андрей Золотов. Одним из запоминающихся образов рекордного наводнения в Центральной Европе стали сборные металлические "заборы", которые, как кажется на опубликованных в СМИ фотографиях, возникают то тут, то там, преграждая путь высокой воде. В дословном переводе с немецкого они называются "мобильные защитные стены", и здесь, в Кремсе — живописном городе с населением в 24 тысячи человек в часе езды к западу от Вены — они все еще стоят вдоль разбушевавшейся великой европейской реки.

Самые крупные наводнения в Европе за последние пять лет. Фото >>

Но если присмотреться к этим конструкциям, да еще и поговорить с инженером, их проектирующим, то оказывается, что они далеко не так мобильны и легки в постройке, как может показаться. Сборные алюминиевые "заборы" — лишь малая часть масштабных водозащитных сооружений, которые проектируются и строятся годами и стоят десятки миллионов евро для каждого городка.

Устройство защитной стены

Вдоль зеленой набережной Кремса и вьющейся параллельно ей федеральной дороги B3 помимо насыпи высотой в несколько метров построен бетонный барьер шириной в 80 сантиметров и возвышающийся на 90 сантиметров над уровнем земли. Именно в этот барьер, снабженный специальными пазами, вставляются и закрепляются болтами стальные опоры, в которые, в свою очередь, вставляются в замок одна в одну горизонтальные металлические перекладины с резиновыми прокладками между ними. Эти перекладины, которые делаются из полого алюминиевого профиля, чтобы их было легче собирать и разбирать, сами наполняются водой, давят друг на друга и обеспечивают таким образом герметичность.

Но это только видимая часть конструкции. Бетонный барьер уходит в землю еще примерно на метр, а под ним заложены железобетонные сваи с гидроизоляцией между ними на глубину 10-12 метров — до твердых пород. Если задача наземной части конструкции — предотвращать перелив воды сверху, то подземная призвана не только держать весь «забор», но и остановить подтопление снизу, поскольку при повышении уровня воды в реке резко увеличивается давление на ее дно и вода с большей силой уходит в почву.

Что делать, если произошло наводнение
Что делать в случае наводнения
Вернер Реттер — энергичный 70-летний инженер, возглавляющий проектную фирму, которая на протяжении 20 с лишним лет проектирует такие водозащитные сооружения наряду с другими гражданскими объектами. По его словам, чтобы оградить прибрежный город от наводнения, недостаточно только закрыть его со стороны Дуная. Необходимо еще перекрыть за границами города текущие в Дунай маленькие речки и ручьи и обеспечить откачку дождевой воды из образующейся ниже поднявшегося уровня реки городской котловины. Поскольку вдоль ручьев в холмистой и горной местности часто проходят дороги, фундамент преграждающих их конструкций убирается под дорожное полотно, и алюминиевые преграды как бы вырастают прямо поверх асфальта. Но справа и слева любой такой конструкции — как запружающей ручей, так и построенной вдоль Дуная, — всегда будут уходящие в гору или рукотворную дамбу мощные железобетонные стены высотой в несколько метров, выполняющие функции стоек для этих "мобильных" металлических ворот шириной от нескольких метров до сотен метров.

С подъемом уровня воды резко возрастает давление на эти рукотворные стенки, объясняет инженер. Оно увеличивается не линейно, а в третьей степени. То есть на уровне в три метра вода будет давить на стенку не в три раза сильнее, чем на уровне в один метр, а в двадцать семь раз сильнее и составлять примерно 13,5 тонн на квадратный метр. А у основания стены возникает, таким образом, вращательный момент. Отсюда — необходимость дополнительных треугольных конструкций, поддерживающих высокие металлические стенки.

"Заборы" со склада

В обычное время металлические элементы хранятся на специальных складах. При угрозе наводнения муниципальные пожарные, а при необходимости и приданные им военнослужащие вывозят и быстро возводят эти стенки. Поскольку на равнинных реках вода прибывает постепенно, уровень стен можно повышать тоже постепенно, секцию за секцией. По словам Реттера, для возведения полной защиты вокруг Кремса и его пригорода Штайна, например, понадобилось на этот раз полтора дня.

"Эта система хорошо работает на Дунае, на равнине, но в горах, где вода прибывает очень быстро, она не годится", — поясняет Реттер.

Первые "мобильные защитные стенки" были построены в немецком Кёльне в конце 80-х годов ХХ века. После большого наводнения 1991 года такие системы стали строить в придунайских австрийских городах. Фирма Реттера начала проектировать защиту Кремса-Штайна в 1991 году, а к 1996 году система была построена. После разрушительного наводнения 2002 года пришел черед Вайсенкирхена и Шпитца, расположенных в 13 километрах выше по течению реки.

Такая система — недешевое сооружение. Как пояснил Реттер, проектирование и строительство системы в Вайсенкирхене-Шпитце, например, обошлось в 26 миллионов евро или примерно в 8 тысяч евро за погонный метр стены. При этом львиная доля расходов приходится именно на подземную часть стены. По действующему в Нижней Австрии закону 12,5 процента расходов оплачивает муниципалитет, а остальное делят примерно пополам федеральный и земельный бюджеты. В стране действует несколько фирм, проектирующих такие сооружения. Конструктивные элементы для них изготавливаются серийно, и есть компании, продающие "защитные стенки".

Венская газета Kurier отмечала на прошлой неделе, что именно мобильные системы защиты позволили стране избежать куда большей беды в ходе последнего наводнения — в восточной части страны не было жертв, и даже эвакуации были минимальны. Одно из главных бедствий произошло в июне в немецком Пассау вблизи австрийской границы, где не было такой системы. Однако трудно предсказать, что произойдет, если в будущем вода поднимется еще выше.

"Наводнение 2002 года называлось "столетним", потому что статистически такие (сильные) наводнения случались раз в сто лет. Теперь же следующее "столетнее" наводнение произошло всего через 11 лет, — говорит инженер Реттер. — Это случайность? Научно это пока не объяснено, но есть тенденция — большие наводнения случаются чаще. Происходит ли это из-за климатических изменений или из-за культурных — больше зданий строится, больше дорог, изменяется ток вод — не так уж и важно. Но ясно, что одни нынешние элементы защиты не смогут в будущем спасти нас от наводнений. Понадобится строительство обводных каналов, чтобы воды Дуная можно было развести в разные русла".

Хроника наводнения в Европе в подборке материалов РИА Новости >>

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала