КИЕВ, 29 янв — РИА Новости, Дмитрий Жмуцкий. Суд в Киеве во вторник вынес приговор по резонансному делу об убийстве 13 лет назад журналиста Георгия Гонгадзе: экс-генерал МВД Алексей Пукач, признанный виновным в этом преступлении, получил пожизненное заключение. Сам подсудимый считает, что рядом с ним на скамье должны сидеть экс-президент Леонид Кучма и экс-спикер парламента Владимир Литвин, которые свою причастность к убийству журналиста отрицают.
По мнению украинских экспертов, следствие по одному из самых громких за все время независимости Украины убийств продолжится, однако расследование вряд ли удастся довести до конца.
"Пытался напугать"
Убийство главного редактора оппозиционного интернет-издания "Украинская правда" Георгия Гонгадзе — одно из самых резонансных событий в истории независимой Украины. Оппозиционные политики обвиняли в заказе преступлений высших руководителей Украины, вызванная убийством волна общественного протеста стала одним из факторов, подготовивших почву для так называемой "оранжевой революции" — массовых протестов на рубеже 2004 и 2005 годов, после которых президентом страны был избран лидер оппозиции Виктор Ющенко.
Обезглавленное тело Гонгадзе было найдено осенью 2000 года в лесу под Киевом. Александр Пукач, который на момент убийства возглавлял в украинской милиции департамент наружного наблюдения, в показаниях признался, что задушил журналиста и отрезал ему голову. Осужденный утверждал, что пытался напугать Гонгадзе и заставить его признаться в шпионаже, но ремень на шее журналиста случайно затянулся слишком туго.
Пукач утверждает, что задушил журналиста по приказу тогдашнего главы МВД Юрия Кравченко. Кравченко, лишившийся поста министра после так называемой "оранжевой революции", был найден мертвым с двумя огнестрельными ранениями в голову в марте 2005 года. Экс-глава МВД погиб в тот день, когда должен был давать в генпрокуратуре показания по делу Гонгадзе.
Трое подчиненных Пукача, помогавшие убивать журналиста, провели за решеткой уже более четырех лет, но главному исполнителю убийства несколько лет удавалось скрываться от следствия — он был задержан только в 2009 году.
Две апелляции
Кроме пожизненного заключения Печерский районный суд Киева взыскал с Пукача 62,5 тысячи долларов в пользу семьи убитого.
Обе стороны процесса заявили, что будут обжаловать решение суда. Адвокат вдовы Гонгадзе Валентина Теличенко сказала, что в приговоре суда "отсутствует заказной характер убийства". По словам адвоката, суд так и не установил, кто на самом деле является заказчиком. Защитник Пукача Григорий Демиденко, со своей стороны, сообщил, что, по его мнению, приговор "чрезмерно суров".
Сам подсудимый, отвечая на вопрос судьи, понятен ли ему приговор, сказал: "Мне приговор будет понятен только тогда, когда вместе со мной будут сидеть Кучма и Литвин".
Суд, между тем, не признал доказательствами показания и аудиозаписи, якобы сделанные экс-майором госохраны Николаем Мельниченко в кабинете Леонида Кучмы, по причине того, что они были получены незаконным путем, без соответствующей санкции. На записи голос, похожий на голос Кучмы, отдает распоряжение "разобраться" с журналистом.
Исполнитель найден, кто заказчик
Кучма и Литвин отвергают свою причастность к убийству журналиста. Генпрокуратура Украины в 2011 году возбудила уголовное дело против Кучмы в связи с расследованием убийства Гонгадзе, однако в декабре того же года Печерский районный суд Киева признал решение надзорного ведомства незаконным и отменил его.
Теперь, в связи с новым этапом расследования убийства, против Леонида Кучмы и других руководителей Украины могут быть возбуждены новые уголовные дела, считает украинский политолог, директор Центра политических исследования "Пента" Владимир Фесенко. По его мнению, такое уголовное дело может стать инструментом давления на экс-президента.
"Поскольку Кучма не подтверждает популярной сейчас в генпрокуратуре версии о причастности экс-премьера Юлии Тимошенко к убийству бизнесмена Щербаня, реанимация дела об убийстве Гонгадзе может быть использована как способ надавить на Леонида Даниловича", — сказал политолог. "Однако доказать что-либо, на мой взгляд, будет крайне сложно, поскольку нет главного свидетеля — Юрия Кравченко", — считает эксперт.
Мнение Фесенко разделяет и глава киевского Института глобальных стратегий Вадим Карасев. Он уверен, что серьезного расследования убийства Гонгадзе в ближайшее время не будет. "Вип-персон конца 90-х — начала 2000-х годов будут держать этим делом на крючке. Но нажимать на спусковой крючок никто не будет", — считает Карасев.