Рейтинг@Mail.ru
Пять лет шестой Рады: законотворчество с перерывом на потасовки - РИА Новости, 06.12.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Пять лет шестой Рады: законотворчество с перерывом на потасовки

Читать ria.ru в
Позади остались пять лет, которые можно оценивать по-разному, но точно нельзя назвать скучными: при шестом созыве Рады Украина пережила несколько политических кризисов и одну смену власти, а парламентский зал заседаний не раз становился полем боя.

КИЕВ, 6 дек — РИА Новости, Людмила Лысенко, Дмитрий Жмуцкий. Украинский парламент нового, седьмого по счету, созыва соберется на первое заседание 12 декабря. Депутаты Верховной Рады шестого созыва в четверг завершили работу принятием бюджета на следующий год. Позади остались пять лет, которые можно оценивать по-разному, но точно нельзя назвать скучными: при уходящем депутатском составе Украина пережила несколько политических кризисов и одну смену власти, а зал заседаний парламента несколько раз становился полем боя.

Рожденная в муках

Внутриполитический кризис, вызванный продолжительной борьбой за власть между президентом Виктором Ющенко и премьер-министром Виктором Януковичем, чьи полномочия были усилены в редакции конституции от 2004 года, привел в 2007 году к роспуску парламента пятого созыва.

Не имевший, по мнению экспертов, оснований распускать Раду Ющенко был вынужден подписать аж четыре указа о назначении выборов. Янукович и Ющенко, в конце концов, смогли прийти к компромиссу: внеочередные парламентские выборы были назначены на 30 сентября 2007 года. По их результатам в парламент прошли пять политических сил: Партия регионов Януковича, Блок Юлии Тимошенко (БЮТ), "Наша Украина — Народная самооборона" (НУНС), Компартия и Блок Литвина.

Действующий состав парламента проработал рекордные пять лет, хотя изначально был избран сроком на четыре года: в 2011 году депутаты внесли поправку в конституцию и продлили срок своих полномочий. Эта Рада успела поработать при двух президентах, за это время сменилось два состава правительства и дважды менялась редакция Основного закона, а в самом парламенте успели попредседательствовать два спикера. Кроме того, после прихода к власти в 2010 году Виктора Януковича, команда которого инициировала отмену конституционной реформы, проведенной при Ющенко, парламент лишился части своих полномочий, а страна вернулась от парламентско-президентской к президентско-парламентской форме правления.

Пропало всё!

Верховная Рада шестого созыва, которая должна была вывести страну из политического кризиса, на самом деле только усугубила его. "Это был хаотичный парламент — он чаще не работал, чем занимался законодательной деятельностью, в нем не было устойчивого большинства, работа парламента часто блокировалась. В первые годы работы все предрекали этой Раде быструю смерть и прогнозировали, что она не доживет до конца каденции", — считает Владимир Фесенко, директор киевского центра политических исследований "Пента".

После того, как со второй попытки и при минимально необходимом количестве голосов премьером была назначена Юлия Тимошенко, разногласия во власти усугубились еще больше. Впоследствии Ющенко, который внес кандидатуру Тимошенко в парламент, назовет это решение своей главной ошибкой.

Действующий парламент в 2008 году также оказался под угрозой роспуска из-за распада "оранжевой" коалиции, но депутатам удалось сформировать новое большинство на базе БЮТ, НУНС и Блока Литвина, сам Литвин при этом стал спикером.

На фоне нарастания противоречий между Ющенко и Тимошенко наметилось ее сближение с ранее непримиримым оппонентом — Януковичем. Лидеры двух крупнейших фракций даже проводили консультации по поводу создания так называемой "широкой" коалиции. Украинские СМИ тогда даже обнародовали выдержки из договора между двумя политическими силами, который предполагал принятие новой редакции конституции, по которой президент избирался бы в парламенте. Это позволило бы Януковичу стать президентом, а Тимошенко — сохранить пост премьера. Кроме того, документом предлагалось продлить полномочия Рады до 2015 года.

Однако создать "широкую" коалицию так и не удалось. Янукович выступил с заявлением, в котором подтвердил факт переговоров с БЮТ и другими политсилами о создании "широкой" коалиции, однако подчеркнул, что президент должен избираться всенародно.

В ответ Тимошенко решила в тот же день выступить с телеобращением, в котором собиралась объявить о намерении самостоятельно баллотироваться в президенты. Премьер пыталась сохранить лицо, но о том, что она была на грани срыва, видно на видеозаписи, сделанной перед началом ее выступления. Видео, не предназначенное для массового просмотра, попало в интернет. Обращаясь к режиссеру, премьер сказала, что перед ней исчез текст на суфлере. Фраза «Пропало всё!» стала лучшей иллюстрацией неожиданного финала в сериале о создании "широкой" коалиции.

С этого момента, по сути, стартовала президентская кампания, в которой основными соперниками стали Тимошенко и Янукович, выигравший выборы в феврале 2010 года с минимальным отрывом.

«До того, как Янукович в 2010 году стал президентом, парламент был нестабильным и работал, в лучшем случае, на троечку с минусом», — считает украинский политолог Михаил Погребинский.

Ручной парламент

После прихода к власти Януковича правительство Тимошенко было отправлено в отставку, а в парламенте была сформирована новая коалиция, в состав которой вошли Партия регионов, Компартия и Блок Литвина. Вскоре после этого Конституционный суд вернул в действие конституцию в редакции 1996 года, тем самым значительно урезав полномочия парламента. В частности, право назначать членов правительства и премьера перешло от депутатов президенту.

Депутаты также путем законодательных изменений получили возможность выходить из состава фракций, что привело к массовой «миграции» депутатов от оппозиции во фракцию Партии регионов. С подачи медиа за депутатами-перебежчиками закрепилось прозвище «тушка». По данным СМИ, в результате более 50 депутатов поменяли фракцию. "В результате "тушкования" в парламенте сформировалось устойчивое пропрезидентское большинство — 250-270 депутатов из 450. Это дало парламенту возможность достаточно устойчиво работать и принять гораздо больше важных законов, чем за предыдущие 2,5 года", — констатирует Погребинский.

Оппоненты власти, а также многие эксперты обвиняют парламент в лице его большинства в том, что при Януковиче он утратил независимость. "Ручной режим" управления Радой в буквальном смысле выражался в том, что замглавы фракции Партии регионов Михаил Чечетов, которого в кулуарах называют "дирижером", специальными условными знаками подавал сигналы своим однопартийцам во время голосования по всем вопросам. Кроме того, если и раньше были нередки случаи, когда депутаты голосовали за своих коллег, воспользовавшись их персональными карточками, то в нынешнем составе Рады эта практика фактически стала нормой.

"Ряд депутатов просто игнорировал заседания. Это существенно дискредитировало украинский парламентаризм и внутри страны, перед избирателями, и за ее пределами", — говорит Владимир Фесенко. По его мнению, еще один минус второго этапа работы Верховной Рады — то, что парламент не стал "площадкой согласования интересов". "Парламентское большинство навязывало свои решения, и оппозиция ничего не могла с этим поделать", — отмечает политолог.

Главные проблемы: язык, выборы и российский флот

Последним громким решением шестого созыва Рады стал закон «Об основах языковой политики», значительно укрепивший позиции русского языка в стране. В соответствии с ним русский язык приобрел возможность получить статус регионального там, где он является родным как минимум для 10% населения, а это 13 из 27 административно-территориальных единиц Украины. На отдельных территориях Западной Украины статус региональных получили также румынский и венгерский языки.

Оппозиция заявляла, что закон сильно ограничивает права государственного украинского языка. Во время рассмотрения законопроекта в первом чтении оппозиционные депутаты прорвались в президиум и устроили потасовку с представителями пропрезидентской Партии регионов. После принятия законопроекта во втором чтении спикер парламента Владимир Литвин в знак протеста подал в отставку, но депутаты отклонили его заявление. Областные советы во Львове, Ивано-Франковске и Тернополе, где большинство политиков выступают против расширения прав русского языка, отказались выполнять закон и приняли решения о признании недействительными его положений на своей территории.

Еще один принятый в 2012 году документ, который будет влиять на жизнь украинцев еще много лет, — это новый Уголовно-процессуальный кодекс, сменивший "советский" УПК, принятый еще в 1960-м году. Новый кодекс ввел в действие институт суда присяжных и механизм содержания под домашним арестом, ограничил применение меры пресечения в виде содержания в следственном изоляторе, а также установил максимальные сроки досудебного следствия: год для тяжких преступлений и семь месяцев — для всех остальных.

Осенью 2011 года украинский парламент принял закон о выборах народных депутатов. Закон, вернувший Украине смешанную систему выборов — и по партийным спискам, и по мажоритарным округам, — получил редкий для парламентской практики Украины уровень поддержки — за него проголосовали 366 депутатов из 450-ти. Пункт документа, отменяющий графу "против всех" в бюллетенях и запрещающий партиям вступать в избирательные блоки, поддержали и сторонники власти, и оппозиция.

Один из самых спорных документов, принятых Верховной Радой шестого созыва, — действующий вариант Налогового кодекса, принятие которого осенью 2010 года вызвало масштабные протесты предпринимателей. Виктор Янукович ветировал кодекс, позднее документ был принят с поправками главы государства, возвращающими упрощенную систему налогообложения для малого бизнеса.

Первое стратегически важное решение, принятое Радой после инаугурации Виктора Янковича, — это ратификация Харьковских соглашений между Украиной и Россией, по которым Киев получил скидку на российский газ в размере 100 долларов на 1 тысячу кубометров, согласившись взамен продлить пребывание российского Черноморского флота в Севастополе на 25 лет — до 2042 года.

Мордобой, яйца и дымовые шашки

Ратификация Харьковских соглашений запомнится еще и потому, что при рассмотрении этого вопроса в парламенте произошла самая крупная, наверное, драка в истории Украины. Оппозиционеры, утверждавшие, что соглашения угрожают независимости страны, сцепились с депутатами-"регионалами", которые препятствовали их попытке заблокировать президиум. Оппозиционеры также забросали яйцами спикера Владимира Литвина (охране пришлось прикрывать его зонтиками) и зажгли в зале заседаний дымовую шашку.

Это столкновение было далеко не единственным — депутаты пустили в ход кулаки и во время обсуждения "языкового" закона, и в 2010 году, когда обсуждался Налоговый кодекс. В декабре 2010-го, когда оппозиция протестовала против возбуждения уголовного дела в отношении Юлии Тимошенко, народные избранники так сильно лупили друг друга, что пострадавших приходилось оттаскивать на руках.

"Этот созыв запомнился жесткими, даже кровавыми коллективными драками, за которыми наблюдал весь мир. Метание (яиц) в Литвина, коллективные столкновения "стенка на стенку" — это главные картинки, которые останутся в памяти от этой Верховной Рады", — считает Владимир Фесенко.

НАТО — нет!

Еще одно серьезное противостояние в Раде этого созыва было связано с вопросом вступления страны в НАТО. Прежний президент Виктор Ющенко стремился привести страну в НАТО, в одно время Украина даже была близка к получению Плана действий по членству в альянсе (ПДЧ). В конце января 2008 года Партия регионов и коммунисты, находившиеся в то время в оппозиции, стали блокировать трибуну и срывать заседания, протестуя против вступления Украины в блок. В феврале 2008 года работа парламента была фактически парализована: "регионалы" и коммунисты отказывались снимать блокаду, пока парламент не примет специальное постановление об отношении к НАТО (в частности, они требовали назначить референдум по этому вопросу). Парламент фактически не работал почти месяц. Компромисса по этому вопросу удалось достичь лишь в марте: депутаты приняли постановление, согласно которому решение о вступлении Украины в альянс принимается лишь по итогам всеукраинского референдума.

Эти события запомнились еще и тем, что на одно из заседаний в феврале народные депутаты от фракции Партии регионов в знак протеста принесли надувные шары с надписью "НАТО — нет!". Фотографии сессионного зала с шарами и флагами Украины облетели весь интернет.

После прихода к власти в 2010 году президента Януковича Украина официально отказалась от идеи вступления в НАТО, однако продолжает сотрудничество с альянсом в рамках ежегодных программ

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала