МОСКВА, 26 ноя — РИА Новости. Победа националистической коалиции "Конвергенция и союз" на парламентских выборах, которые прошли накануне в Каталонии, вряд ли приведет к отделению автономии от Испании, считают опрошенные РИА Новости эксперты.
"Конвергенция и союз" набрала на прошедших в воскресенье региональных выборах 30,55% голосов избирателей, получив 50 из 135 мест в парламенте Каталонии. Таким образом, глава каталонского правительства Артур Мас не получил абсолютного большинства (68 мест), необходимого для реализации проекта отделения автономного сообщества от Испании.
"Действующие в Испании конституционно-правовые нормы превращают конфликт между Барселоной и Мадридом в неразрешимый. И ситуация пока что тупиковая", — сказал РИА Новости доктор исторических наук, профессор МГИМО Сергей Хенкин.
По словам ученого, результаты выборов можно назвать личным поражением Маса, поскольку ему не удалось "стать абсолютным хозяином в своем регионе", однако, даже если бы это произошло, каталонский лидер все равно не мог бы обойти испанское законодательство и провести референдум по вопросу об отделении вопреки воле центральных властей Испании.
"Ситуация в Каталонии принципиально отличается от положения в Шотландии. Руководство Шотландии подписало соглашение с правительством Великобритании о проведении референдума по вопросу об отделении", — отметил Хенкин.
Центральное правительство Мариано Рахоя резко отрицательно относится к идее независимости Каталонии и неоднократно заявляло, что сделает все возможное для недопущения раскола страны. Согласно статье 92 конституции Испании, решения о проведении референдумов принимаются центральным правительством и конгрессом депутатов, а утверждаются королем.
Кроме необходимости договариваться с центральными властями перед Масом после нынешних выборов встает и другая проблема. Часть голосов его партии перешла к партии "Республиканские левые Каталонии", которая резко увеличила свое представительство в парламенте, получив по итогам воскресного голосования 21 мандат. Таким образом, эта партия стала второй по числу мандатов в парламенте Каталонии, при том, что после предыдущих выборов 2010 года была пятой.
"Мас может продолжать свою политику только обращаясь за поддержкой к этой партии. Прежде у них отношения, насколько мне известно, были достаточно сложные, но тем не менее, их объединяет совместная борьба за независимость", — заметил Хенкин.
Говоря об итогах выборов в Каталонии, эксперт сказал, что победа партии Маса была ожидаемой, "но ожидалась она более убедительной".
По мнению ученого, "Конвергенция и союз" не смогла получить абсолютное большинство прежде всего в связи с тем, что Мас "в унисон с правительством Народной Партии проводил политику жесткой экономии", которая сопровождалась урезанием социальных расходов и была очень непопулярна в каталонском обществе.
"Был целый ряд массовых протестов и последняя протестная акция — всеобщая национальная забастовка — прошла14 ноября. И это, конечно, накануне выборов серьезно повредило Масу", — сказал Хенкин.
Кроме того, на популярности Маса не мог не отразиться коррупционный скандал, вспыхнувший за несколько дней до выборов. В СМИ появилась информация о его причастности к финансовым махинациям: якобы он управлял некими счетами в Швейцарии, куда деньги переводились незаконным путем. До этого главу правительства Каталонии также обвинили в излишних тратах во время визита в Россию 31 октября — 2 ноября 2012 года, указывая на то, что он проживал с женой в президентском номере гостиницы стоимостью в 1600 евро, в то время, как страна переживает глубокий экономический кризис.
Доцент кафедры европейских исследований Санкт-Петербургского государственного университета Татьяна Романова, напротив, полагает, что Мас скорее всего сможет провести референдум, но даже это вряд ли приведет к отделению автономии от Испании.
"Мас в принципе планировал провести референдум, и референдум ему ничто не мешает провести… Я думаю, что они даже если и проведут референдум, то вряд ли это приведет к отделению Каталонии от Испании", — сказала Романова, добавив, что скорее всего референдум повлечет за собой "реформу того, каким образом бюджет Мадрида формируется и как перераспределяются средства между регионами и центром".
По мнению эксперта, Каталония "довольно тесно интегрирована в Испанию" и скорее всего "пойдет на то, чтобы каким-то образом урегулировать отношения с центром". Важным сдерживающим фактором, по словам Романовой, является вопрос о том, как Каталония в случае обретения независимости будет выстраивать отношения с Евросоюзом.
При этом эксперт также отметила, что ситуация в Каталонии — не единственный в ЕС пример роста сепаратистских настроений. Она напомнила, что Шотландия, стремящаяся выйти из состава Великобритании, уже обращалась к ЕС с просьбой разъяснить, как будут регулироваться отношения между Эдинбургом и Брюсселем в случае обретения первым независимости.
"Шотландии, в общем-то, неформально сказали, что потребуются новые переговоры с Европейским Союзом и новое вступление в ЕС, которое, скорее всего, будет заблокировано той же Великобританией… Каталония столкнется с такой же проблемой, поэтому полная независимость чревата скорее трудностями, нежели реальным облегчением жизни властей Каталонии и, собственно говоря, народа Каталонии", — заметила Романова.
Решение о проведении 25 ноября досрочных выборов в парламент Каталонии было объявлено в сентябре, после того как испанский премьер Мариано Рахой отверг предложение Маса предоставить региону налоговую независимость.
Причиной резкого роста сепаратистских настроений в автономии стали проблемы в экономике, на фоне финансового и экономического кризиса в Испании. Сторонники отделения Каталонии от Испании считают, что экономически развитый регион, вносящий до 20% в ВВП королевства, содержит остальную Испанию. Была заявлена даже сумма переплаты, то есть разница между тем, что Барселона отдает Мадриду и что получает в виде субсидий и выплат — 16 миллиардов евро в год, что эквивалентно 8% регионального ВВП.