КИЕВ, 29 дек — РИА Новости, Виктор Авдеенко. Министр иностранных дел Украины Константин Грищенко назвал политическим проектом газопровод «Южный поток», который должен в будущем обеспечить поставки российского газа в обход украинской территории.
«Южный поток — политический, а не экономический проект. Украинская ГТС остается самым эффективным путем поставки газа в Европу», — написал Грищенко на своей страничке в Twitter.
Накануне Турция дала разрешение на прокладку в своих территориальных водах газопровода «Южный поток», который будет построен в обход Украины. На сегодняшний день украинская газотранспортная система (ГТС) обеспечивает порядка 80% транзита российского газа в Европу.
Руководство Украины ранее выражало обеспокоенность планами России и стран ЕС начать строительство «Южного потока» и взамен предлагало вложить средства в модернизацию украинских газопроводов.
Киев и Москва ведут переговоры о снижении цены на газ для Украины, которою украинская сторона считает непомерно высокой. Предметом переговоров, в частности, является возможное создание консорциума по управлению украинской ГТС. При этом РФ заявляет, что не откажется от планов строительства «Южного потока», но от результатов переговоров с Украиной будут зависеть параметры этого газопровода.
Проект «Южный поток» направлен на диверсификацию маршрутов экспортных поставок российского газа через акваторию Черного моря в страны Южной и Центральной Европы. «Газпром», Eni, Wintershall Holding GmbH и EDF 16 сентября подписали соглашение акционеров морского участка проекта «Южный поток». Доли акционеров распределились следующим образом: «Газпром» — 50%, Eni — 20%, Wintershall Holding и EDF — по 15%.
Предполагается, что газопровод будет состоять из четырех ниток по 15,57 миллиарда кубометров каждая, первая должна быть введена в эксплуатацию в декабре 2015 года, вывод на полную мощность (63 миллиарда кубометров) ожидается к 2018 году. Начало строительства запланировано на 2013 год. Ориентировочная стоимость создания газопровода «Южный поток» составляет 15,5 миллиарда евро, 10 миллиардов из которых приходится на морской участок, а 5,5 миллиарда — на сухопутный.