САНТЬЯГО-ДЕ-КУБА/ГАВАНА , 15 июл - РИА Новости, Олег Вязьмитинов. Карибский фестиваль, или Праздник огня, завершился в городе Сантьяго-де-Куба на востоке Кубы: за минувшую неделю жители второго по величине города острова приняли участие в десятке карнавалов, религиозно-магических ритуалов и, несмотря на проливной дождь, сожгли "Дьявола" - соломенный тотем высотой в несколько метров, установленный на городской набережной.
Фестиваль проводится с 1980 года и посвящен культуре и народным традициям стран Карибского региона. Кроме того, в качестве гостей в нем могут участвовать и другие страны - географически удаленные от Карибов.
С самого начала организаторы, среди которых ведущую роль играет "Карибский дом" Сантьяго, говорили, что основной целью фестиваля является сохранение национальных традиций и знакомство жителей стран региона с культурным достоянием стран-соседей.
Нынешний, 31 фестиваль, был посвящен южнокарибскому государству Трининад и Тобаго. Всего в фестивале приняли участие более 800 артистов и художественных деятелей из 24 стран.
"Стил Бэнд" против "Стил Бэнда"
Одним из наиболее ярких элементов программы, представленной Тринидад и Тобаго в Сантьяго-де-Куба, стали выступления оркестра Steel Band, музыканты которого играют на металлических барабанах и ударных инструментах.
Если верить легенде, "Стил Бэнды" родились в Тринидад и Тобаго в сороковых годах прошлого века. Молодой музыкант Уинстон Спри Саймон ( Wisnton Spree Simon) как-то одолжил своему другу огромный металлический барабан. Получив барабан назад, Уинстон заметил, что по металлической части барабана кто-то так усердно колотил молотком, что она приобрела вогнутую форму.
Пытаясь исправить положение с помощью такого же молотка, Уинстон заметил, что барабан издает совершенно особые звуки разной тональности. Говорят, что именно тогда и родилась идея использовать металлический барабан в новом качестве - как инструмент, задающий не ритм, а тон.
После этого "Стил Бэнды" начали распространяться по региону, а затем и по всему остальному миру. Появился свой "Стил Бэнд" и на Кубе - в местечке "Эль Кобре", где находится общекубинская святыня Храм Пресвятой Девы Милосердной.
В один из фестивальных дней "Стил Бэнд" из Тринидад и Тобаго встретился в дружеском соревновании со "Стил Бэндом" из Эль-Кобре и "Стил Бэндом" из Гаваны. Мастерством перкуссионистов жители Сантьяго смогли наслаждаться несколько часов - музыканты играли в центральном городском Парке Сеспедес. Со стороны было заметно, что ритм и мелодия не оставили равнодушными даже всегда сдержанных кубинских полицейских.
Поэтические встречи и научные симпозиумы
Карибский фестиваль - не только музыкальные номера, театрализованные шествия и магические ритуалы. Это еще и многочисленные встречи поэтов стран Карибского бассейна, и научные симпозиумы, на которых рассматриваются темы, связанные с национальной идентичностью Карибов.
Первая поэтическая встреча открылась 5 июля в "Салоне Витражей" на Площади Революции Сантьяго-де-Куба. Многие присутствующие замечали, что по странной прихоти природы вот уже на протяжении нескольких лет именно в этот день - когда открывается встреча поэтов в рамках фестиваля - над городом идет проливной дождь. Однако, как и в прошлые годы, тропический ливень не сумел помешать ни поэтам, ни ценителям их искусства.
Среди выступивших на фестивале поэтов были аргентинка Кристина Араос (Cristina Araoz), Давид Риверо (David Rivero) из Мексики и Корнелио Эрнандес (Cornelio Hernandez) из Доминиканской Республики. Известный в регионе писатель Рафаэль Карралеро (Rafael Carralero) организовал "встречу поэтов социальных сетей" - первое подобное мероприятие в рамках фестиваля.
В течение пяти дней поэты и критики из более чем десяти стран читали стихи и обменивались опытом, участвовали в коллоквиумах и презентациях книжных новинок, а также выступали на городских фабриках и в жилых районах.
На фестивале были прочитаны стихи известного латиноамериканского поэта и основателя этих встреч Хесуса Кос Кауссе (Jesus Cos Causse).
Центральной темой встреч ученых и социальных работников, в свою очередь, стали вопросы африканского наследия в Карибском регионе. За фестивальную неделю исследователи представили несколько десятков работ на темы, связанные с африканской культурой на Карибах. Среди таких тем - проблемы расовой дискриминации, роль темнокожих женщин в современном обществе, и влияние средств массовой информации на сознание людей.
Ода Йемайя, Побег раба и сожжение дьявола
Пожалуй, самыми зрелищными мероприятиями фестиваля стали церемонии "Ода Йемайя" и "Побег Раба", а также карнавально-религиозные представления "Парад Змеи" и "Сожжение Дьявола".
"Ода Йемайя" - религиозная церемония в честь богини Моря из пантеона богов афрокубинской религии Йоруба - прошла на морском берегу в местечке Хуан Гонсалес под Сантьяго. Впервые за историю фестиваля религиозную церемонию совершили одновременно представители сразу нескольких течений афрокубинских культов - "Регла де Оча", "Регла Банту" (кубинская разновидность вуду) и последователи спиритизма.
Интересно, что во время захода солнца сильный до этого прибой успокоился. Для многих последователей афрокубинских верований это стало несомненным знаком, что благословление богини Йемайя получено.
"Парад змеи", в свою очередь, представлял собой театрализованное шествие всех артистов, танцоров и религиозных деятелей, прибывших на фестиваль. Участники парада традиционно прошли по улице Агильера - от Марсовой площади до Парка Сеспедес, где у здания городского управления были оборудованы импровизированные подмостки.
Гостем "парада", как и в прошлом году, стал министр культуры Кубы Абель Прието Хименес, а также представители Тринидад и Тобаго.
Церемония "Побег Раба" прошла у монумента Бежавшему Рабу, который создал известный на Кубе скульптор Альберто Лескай. Монумент живописно расположен на холме напротив храма "Эль Кобре" под Сантьяго. Лескай, в свое время учившийся в СССР, также является автором композиции на центральной площади Революции в Сантьяго.
Церемония "Сожжения дьявола" - уничтожение с помощью огня гигантской фигуры "Князя тьмы" из ветвей и растений - традиционно завершила Карибский фестиваль. "Сожжение дьявола" символизирует очищение, - когда огонь уничтожает все зло, - и подготовку к следующему фестивалю, который, как стало известно, будет посвящен Мартинике.