Рейтинг@Mail.ru
Турция, Бразилия и Иран смогли решить ядерную проблему Тегерана - РИА Новости, 17.05.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Турция, Бразилия и Иран смогли решить ядерную проблему Тегерана

Читать ria.ru в
Дзен
Турецкие, бразильские и иранские дипломаты сдвинули с мертвой точки затянувшийся процесс урегулирования ядерной программы Тегерана. В понедельник утром главы МИД этих стран подписали соглашение по проекту обмена имеющегося у Тегерана низкообогащенного (до 3,5%) урана на высокообогащенное (до 20%) топливо для тегеранского научно-исследовательского реактора.

МОСКВА, 17 мая - РИА Новости. Турецкие, бразильские и иранские дипломаты сдвинули с мертвой точки затянувшийся процесс урегулирования ядерной программы Тегерана. В понедельник утром главы МИД этих стран подписали соглашение по проекту обмена имеющегося у Тегерана низкообогащенного (до 3,5%) урана на высокообогащенное (до 20%) топливо для тегеранского научно-исследовательского реактора.

Произошло то, что никто уже от Ирана не ожидал: упрямый Тегеран согласился, правда, на слегка измененную, схему обмена урана, которую в октябре прошлого года Исламской Республике предложили МАГАТЭ и так называемая Венская группа - Россия, Франция и США.

Обмен, согласно документу, будет осуществляться на турецкой территории. В рамках соглашения Иран готов отправить в Турцию 1,2 тонны своего низкообогащенного урана, наработанного на заводе по обогащению урана в городе Натанз (250-300 километров к югу от Тегерана), чтобы получить взамен 120 килограммов ядерного топлива. Эксперты считают, что это очередная восточная уловка, а лукавый Иран снова пытается всех запутать и оттянуть срок ужесточения санкций в отношении Тегерана.

"Победа дипломатии"

В октябре 2009 года Россия, Франция и США разработали совместно с МАГАТЭ проект соглашения, который в письменном виде был передан Ирану. Он предусматривал, что Иран передаст в Россию 1,2 тонны (70% от общего количества) низкообогащенного урана. Россия должна была, по проекту, дообогатить этот уран до 20% и передать Тегерану. Однако впоследствии Иран, сославшись на ненадежность западных партнеров, потребовал, чтобы обмен проводился синхронно и на территории страны. В свою очередь, Запад обвинил Иран в отсутствии гибкости и нежелания решить ядерный вопрос, что побудило США стать инициатором ужесточения санкций в отношении Исламской Республики.

Достигнутое после 18 часов затяжных переговоров представителей Турции, Бразилии и Ирана соглашение для функционирования тегеранского реактора стало спасательным кругом для тонущего в ядерных проблемах Тегерана. По словам бразильского лидера Луиса Инасио Лулы да Силвы, данное соглашение явилось "победой дипломатии".

Предложение Бразилии и Турции предполагает признание права Ирана осуществлять обогащение урана. При этом международное сообщество сможет проводить инспекции иранских ядерных объектов с целью подтверждения ее мирного характера.

"Я думаю, что сегодня дипломатия победила. Это говорит о том, что при помощи диалога возможно построить мир и развитие", - сказал Лула да Силва. "Невозможно проводить политику без доверительных отношений", - отметил бразильский президент, призвав "верить людям".

В свою очередь, глава МИД Бразилии Селсу Аморим отметил, что "это соглашение не решит всех проблем в ядерном вопросе, но это - ключ к тому, что могут быть более широкие дискуссии, которые вселят веру в международное сообщество и в то же время позволят Ирану воспользоваться легитимным правом пользоваться ядерной энергией в мирных целях, включая обогащение".

Санкции не нужны

Представители Турции и Бразилии констатировали прорыв в решении иранской ядерной программы. В частности, министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу отметил, что после подписания соглашения об обмене иранского низкообогащенного урана отпала необходимость санкций против Тегерана.

"Подписанием соглашения в Тегеране преодолен серьезный кризис и развеяны опасения в отношении Ирана. Договоренность об обмене, подписанная сегодня Ираном, демонстрирует желание Тегерана открыть конструктивный путь... Оснований для новых санкций и давления нет", - заявил журналистам глава МИД Турции.

Он также сообщил, что Турция, изначально выступавшая за урегулирование иранской проблемы путем диалога и дипломатии, выполнит все свои обязательства в рамках подписанного соглашения.

В свою очередь, президент Ирана Махмуд Ахмадинежад призвал ведущие международные державы к проведению новых переговоров относительно иранской ядерной проблемы. "После подписания договоренности об обмене ядерного топлива настало время для начала переговоров между "странами 5+1" и Ираном, основанных на честности, справедливости и взаимном уважении", - заявил Ахмадинеджад после церемонии подписания.

Страны "шестерки" международных наблюдателей, к которым обратился в своей речи президент Ирана, включают пять постоянных членов Совета Безопасности ООН - США, Россию, Китай, Францию и Великобританию, а также Германию.

Серьезная сделка или восточный базар?

Несмотря на ликование Турции, Бразилии и Ирана по поводу достигнутого соглашения, российские эксперты считают, что согласие иранского руководства отправить на хранение в Турцию 1,2 тысячи тонн низкообогащенного урана стало дипломатическим маневром, призванным отвести Иран от новых международных санкций.

"Это дипломатическое маневрирование, направленное на то, чтобы расколоть Совет Безопасности ООН, породить какие-то надежды (на решение иранской ядерной проблемы) и создать предлог для того, чтобы против Ирана не были приняты жесткие меры", - сказал РИА Новости Алексей Арбатов, руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО).

Он не исключил, что в конце концов и сделка с Турцией при участии, как дополнительного посредника, Бразилии также будет провалена.

Арбатов назвал поведение Ирана "восточным базаром", сказав, что международному сообществу пора уже сформулировать условия, при отказе от выполнения которых против Ирана должны быть применены санкции.

Западные страны опасаются, что иранцы могут обогатить имеющийся у него уран до уровня и в том количестве, которого достаточно для создания ядерного оружия. В этой связи в СБ ООН идет подготовка к принятию более жестких санкций против Ирана, шанс избежать которых и предоставила договоренность с Турцией и Бразилией.

Теперь иранское руководство призвало к возобновлению переговоров в формате "пять плюс один", то есть "шестерки" с участием постоянных членов СБ ООН - России, США, Великобритании, Китая, Франции и Германии.

Глава Совета по внешней и оборонной политике России Сергей Караганов считает это соглашение несомненным "успехом иранской дипломатии". "Это означает, что международное сообщество, "шестерка" и США, во-первых, лишаются возможности ввести санкции, а, во-вторых, Иран показывает, что оказанная ему поддержка со стороны Бразилии и Турции означает создание коалиции стран, у которых нет возможности создания ядерного оружия", - сказал он.

Монополия ядерных держав, по его словам, сейчас "трещит по швам".

"Россия вынуждена проглотить эту ситуацию, поддерживать бессмысленные санкции бесполезно", - отметил Караганов.

Вместе с тем, как напомнил руководитель Отдела разоружения и урегулирования конфликтов ИМЭМО Александр Пикаев, "шестерка" по Ирану решает более фундаментальные вопросы - прекращение обогащения урана на иранской территории вообще. Для этого необходимы "и кнут, и пряник", считает эксперт.

"Сама по себе договоренность с Турцией не отменяет санкции, так как от Ирана требуется полный отказ от обогащения урана или его существенное ограничение", - сказал он.

Пока Иран это требование не выполнил и тем самым от санкций себя не избавил.

Ситуация вокруг ядерной программы Ирана в очередной раз обострилась после того, как 11 февраля иранский президент Махмуд Ахмадинежад заявил, что Тегеран произвел первую партию обогащенного до 20% урана и обладает потенциалом для производства урана с более высокой степенью обогащения. Он также сказал о планах утроить производство низкообогащенного урана. Сразу после этого Франция и США выразили намерение настаивать на новых санкциях ООН против Ирана.

Ликовать пока рано?

Запад считает, что пока еще преждевременно делать какие-либо выводы по подписанному Турцией, Бразилией и Ираном соглашению. Как заявил официальный представитель МИД Франции Бернар Валеро, соглашение не решает проблему иранской ядерной программы.

"Не будем обманывать себя: решение вопроса о научно-исследовательском реакторе в данном случае отнюдь не решает проблемы иранской ядерной программы", - сказал Валеро.

По его словам, проблема заключается в продолжении деятельности по обогащению урана в Натанзе, строительстве реактора на тяжелой воде в Араке и попытках скрыть происходящее на заводе в Куме.

Валеро отметил, что после октября минувшего года, когда Ирану было сделано предложение по вывозу 1200 килограммов низкообогащенного урана для переработки его в топливо для реактора, Иран произвел обогащение урана до 20%.

"Этим постоянным нарушениям резолюций Совета безопасности ООН и Совета управляющих МАГАТЭ Иран должен незамедлительно положить конец. Именно для этого мы с нашими партнерами по Совету Безопасности готовим в Нью-Йорке введение новых санкций", - сказал представитель французского МИД.

Подобного мнения придерживается и представитель главы внешнеполитического ведомства ЕС Кэтрин Эштон, которая также считает, что соглашение по обмену имеющегося у Ирана низкообогащенного урана на топливо для тегеранского научно-исследовательского реактора, подписанное в понедельник главами МИД Ирана, Бразилии и Турции, "не снимает" озабоченность мирового сообщества по поводу иранской ядерной программы.

Соглашение может стать "шагом в нужном направлении", если все детали договора будут тщательно обговорены, сказала представитель ЕС. В то же время, по ее словам, данное соглашение "не снимает все спорные вопросы" относительно ядерной программы Ирана.

МИД ФРГ также скептически высказался по поводу подписанного соглашения, сказав, что оно не может заменить соглашение между Исламской Республикой и МАГАТЭ.

Однако верховный главнокомандующий Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе американский адмирал Джеймс Ставридис считает, что соглашение Ирана, Бразилии и Турции по обмену урана является "потенциально благоприятным развитием событий".

По словам Ставридиса, заключенное соглашение являет собой "пример того, на что все мы возлагаем надежду - на систему дипломатии, которая побуждает иракский режим поступать благоразумно".

При этом адмирал отметил, что для решения иранской ядерной проблемы потребуется приложить еще немало усилий. "Совершенно очевидно, нам придется пройти еще долгий путь", - сказал Ставридис.

США пока не комментируют ситуацию, однако, вряд ли можно ожидать большие изменения в позиции Белого дома в отношении Ирана, которая предусматривает ужесточения санкций в отношении Тегерана.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала