САРАЕВО, 24 мар - РИА Новости, Юлия Петровская. Президент Сербии Борис Тадич заявил в среду после первых переговоров с хорватским коллегой Иво Йосиповичем в хорватском курортном городке Опатия, что вопрос о взаимных исках Загреба и Белграда, поданных в Международный суд ООН с обвинением в геноциде, было бы хорошо решить внесудебным способом, передало агентство Танюг.
Первая рабочая встреча Тадича и Йосиповича была посвящена развитию двусторонних отношений Сербии и Хорватии. Тадич стал единственным балканским лидером, отказавшимся прибыть 18 февраля 2010 года в Загреб на инаугурацию Йосиповича. Отказ Тадича был связан с тем, что президент края Косово, провозгласившего два года назад независимость от Белграда, Фатмир Сейдиу принял приглашение присутствовать на церемонии.
"Было бы хорошо урегулировать спор во внесудебном порядке, однако это не означает прекращения судебных разбирательств в отношении тех, кто совершил преступления", - заявил Тадич после встречи с Йосиповичем.
"Все лица, совершившие преступления, должны ответить", - добавил он.
Хорватия 2 июля 1999 подала в Международный суд ООН в Гааге иск против тогдашней Союзной Республики Югославии (Сербия и Черногория) по обвинению в нарушении Конвенции о геноциде во время конфликта на хорватской территории 1991-1995 годов. Сербия подала встречный иск 4 января 2010 года, обвинив хорватские власти в геноциде сербского населения на территории это бывшей югославской республики.
Тадич заявил в среду журналистам, что государства не должны быть заложниками лиц, которые совершили преступления, добавив, что обе стороны готовы работать над компромиссным решением.
Йосипович заявил, в свою очередь, что с тех пор, как Хорватия решила подать иск в Международный суд, обстоятельства изменились. Он добавил, что правительства двух стран должны изучить возможность внесудебного урегулирования проблемы.
"Если имеется возможность решить вопросы, которые являются предметом жалобы, то такой иск не имеет смысла", - сказал Йосипович.
После избрания президентом 10 января Йосипович неоднократно заявлял, что отзыв из Гааги иска против Сербии станет возможным в случае продвижения переговоров о судьбе пропавших без вести, а также возвращения вывезенных из Хорватии культурных ценностей и судебного преследования лиц, совершивших военные преступления.
Йосипович объяснял, что Хорватия подала иск против Белграда, поскольку не могла добиться своих целей иным путем из-за плохих отношений с СРЮ. Теперь, по его оценке, ситуация меняется к лучшему.
"Сегодня ведется серьезное сотрудничество по установлению судьбы пропавших без вести, начался процесс возвращения культурных ценностей, в Сербии действует Специальный суд по военным преступлениям, который, по моему профессиональному убеждению, работает очень хорошо", - заявлял, в частности, Йосипович.
В поданном Хорватией иске утверждается, что Белград несет ответственность за "этническую чистку" хорватских граждан в качестве одной из форм геноцида, поскольку осуществлял прямой контроль над деятельностью своих вооруженных сил, разведки и различных военизированных формирований, которые совершили преступления на территории Хорватии.
Сообщается, что эти преступления были совершены, частности, в городах Вуковар и Книн, а также в районах Восточной и Западной Славонии и Далмации. По данным хорватских властей, в 1991-1995 годах погибли около 10 тысяч человек, и еще более 7 тысяч стали узниками лагерей.
В свою очередь, Сербия, предъявляя хорватским властям обвинение в геноциде, ссылается на данные переписи населения, проведенной в Хорватии после войны. По оценкам сербских экспертов, эти данные свидетельствуют об исчезновении с территории республики 400 тысяч сербов. Считается, что 200 тысяч из них были изгнаны из Хорватии в результате операции "Буря" (Oluja), проведенной хорватскими войсками летом 1995 года. Тогда была уничтожена самопровозглашенная Республика Сербская Краина - территориальное образование хорватских сербов, существовавшее в Хорватии в 1991-1995 годах.
В сербском иске сообщается о преступлениях, совершенных против сербов в хорватских городах Госпич, Сисак, Карловац, Осиек и ряде других.
В 1991 году Хорватия провозгласила независимость от СФРЮ. После этого на территории Хорватии началась война, которая продолжалась до 1995 года. В этом конфликте хорватские силы противостояли формированиям местных сербов, поддержанных Югославской Народной Армией и властями в Белграде.
По оценкам наблюдателей, политические отношения между Сербией и Хорватией продолжают оставаться сложными с момента распада Югославии и хорватского конфликта 1991-1995 годов.
После окончания конфликта Белград и Загреб подписали соглашение о нормализации отношений, однако политический диалог между двумя государствами оставался по сути замороженным. Диалог между Белградом и Загребом стал налаживаться после ухода с политической сцены экс-президента СРЮ Слободана Милошевича в конце 2000 года. Но отношения двух стран продолжали находиться под влиянием военного прошлого.
Руководители Сербии и Хорватии периодически выступали с взаимными претензиями, обвиняя друг друга в военных преступлениях.
Новое обострение в отношениях Сербии и Хорватии произошло в 2008 году, когда Загреб признал независимость Косово. Примечательно, что Хорватия стала единственной страной из республик бывшей Югославии, пожелавшей выступить в поддержку самопровозглашенного государства на открытых слушаниях в Международном суде в Гааге в декабре 2009 года, где рассматривался вопрос о законности провозглашения косовской независимости.
Последние месяцы пребывания у власти президента Хорватии Степана Месича, предшественника Йосиповича, были отмечены целой серией скандалов в двусторонних отношениях с Сербией. Так, Месич неоднократно обвинял Белград в подрыве территориальной целостности Боснии и Герцеговины и чрезмерной поддержке руководства боснийских сербов, якобы, планирующего отделение от БиГ. Месич также совершил визит в Косово и призвал все страны мира признать самопровозглашенное государство. Основные политические партии Сербии, а также сербские политики в Хорватии приветствовали победу Иво Йосиповича на президентских выборах.
Наблюдатели заговорили о возможном улучшении отношений Белграда и Загреба, включая решение проблемы исков с обвинением в геноциде.
Конвенция по предупреждению и наказанию геноцида принята Генеральной ассамблеей ООН в 1948 году. Под геноцидом понимаются действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу. К таким действиям относятся: убийство членов такой группы, причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы, предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее, меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы, насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.
Согласно тексту конвенции, наказуемы как геноцид, так и заговор с целью совершения геноцида, прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида, покушение на совершение геноцида и соучастие в геноциде. Лица, совершающие геноцид или какие-либо другие из перечисленных деяний, подлежат наказанию, независимо от того, являются ли они ответственными по конституции правителями, должностными или частными лицами.