Михаил Цыганов
ДЖОКЬЯКАРТА (остров Ява, Индонезия), 9 мар - РИА Новости. До сих пор любая традиционная церемония среди яванцев, к числу которых относится почти половина из 240 миллионов жителей Индонезии, немыслима без криса.
Но не только на Яве, но и на тысячах островов крупнейшего архипелага мира и в соседней Малайзии этому кинжалу с пламевидным лезвием, отнесенному ЮНЕСКО к числу культурных сокровищ человечества, традиционно приписывают магические свойства.Яванская поговорка гласит, что любой аристократ или просто состоятельный человек обязан иметь крис, дом, выезд, жену и певчую птицу - именно в таком порядке.
Крисам дают имена и почетные титулы. Их украшают драгоценными камнями. Малейший изгиб криса имеет собственное название. Классификация крисов насчитывает десятки категорий и подкатегорий. Но вот правитель древнего султаната Джокьякарта традиционно носит простой деревянный крис.
"Это философский символ", - рассказывает в беседе с РИА Новости губернатор индонезийского Особого округа Джокьякарта, султан Хаменгкубувоно Х.
"Султан обязан посвятить себя народу, и должен выполнять эту задачу искренне и честно. Для яванца символом гордости и чести является крис. Но лидер должен давать, а не просить. И символом этого стал деревянный крис, а не, к примеру, украшенный алмазами", - продолжает он.
Собеседник агентства - далеко не единственный султан в современной Индонезии. К примеру, трон в стоящем на индонезийском острове Суматра дворце султанов Дели недавно занял уже четырнадцатый с 1632 года обитатель - восьмилетний ученик начальной школы Султан Дели XIV Тенку Махмуд Ариа Ламантиджиджи. В ходе сохранившейся неизменной на протяжении веков традиционной церемонии инаугурации мальчику-султану были торжественно вручены два символа королевства - меч "бавар" и крис его предков.
В теории, новому султану предстоит играть чисто декоративную роль, уделяя внимание лишь вопросам сохранения традиционной культуры. Однако, по словам официального представителя царствующей семьи, султаны Дели по-прежнему имеют не менее 400 тысяч подданных. Правда, неофициальных.
После завоевания Индонезией независимости Закон о региональной администрации от 1957 ликвидировал политическую и административную роль традиционных правителей, ограничив их влияние лишь культурными вопросами. Но в любом правиле есть исключение. И султан Джокьякарты и по сей день является единственным реально управляющим своими подданными наследственным правителем на крупнейшем архипелаге мира. Его отец - султан Джокьякарты Хаменгкобувоно IХ - сыграл настолько большую роль в борьбе индонезийцев против голландских колонизаторов, что право его потомков управлять в качестве губернаторов лежащей в самом сердце острова Ява Джокьякартой было зафиксировано в индонезийской конституции.
"Не считайте меня персонажем из времен Золушки", - просит Хаменгкобувоно X. По его мнению, традиционные правители современной Индонезии должны играть вполне практическую роль.
Да и сам султан не очень-то похож на султана. Он имеет диплом юриста, носит пошитые у лучших портных западные костюмы, свободно обсуждает вопросы "прозрачности" региональной администрации, в качестве губернатора нанимает специалистов в области маркетинга для того, чтобы контролировать своих подчиненных-бюрократов.
С трансформацией бывшего султаната Джокьякарта в Особый округ Республики Индонезия монархическая система была заменена властью народа, говорит султан.
Однако менее пятнадцати лет назад попытка тогдашних джакартских властей не передать пост губернатора сыну покойного Хаменгкобувоно IХ, привела к столь мощным демонстрациям протеста, что столица тут же пошла на попятный. И хотя собеседник агентства позже сам отказался от наследственного управления, передав право избирать главу Округа местному законодательному собранию, его авторитет настолько велик, что выборы носят чисто формальный характер. Так, в сентябре 2003 года Законодательное собрание Джокьякарты переизбрало Хаменгкобувоно Х на второй пятилетний срок в качестве губернатора - на безальтернативной основе.
"Лидер всегда должен прислушиваться к голосу сердца своего народа, столь же необъятному, как глубина океана", - подчеркивает сам султан.
По некоторым подсчетам, в Индонезии насчитывается сейчас свыше 64 султанов, т.е. правителей мусульманских "царств", и раджей, "правящих" королевствами индуистскими и буддистскими. По крайней мере, в сентябре 2002 года в фестивале кратонов (это слово объединяет в индонезийском языке дворцы как исламских, так и немусульманских монархов), приняли участие 34 делегата. На следующем - в 2004 году - это число выросло уже до 40. Показательно, что глава делегации султаната Тернате (Молуккские острова) Рату Нита Буди прямо заявила на этой встрече о стремлении султанских родов добиваться восстановления своей политической роли.
Такая "рефеодализация" стала своеобразным отражением идущего в Индонезии после падения в 1998 году режима президента Сухарто, "железной рукой" правившего "страной трех тысяч островов" на протяжении более чем 30 лет, процесса демократизации: потомки древних родов не упускают возможности заполнить возникающий вакуум власти.
Сменивший в 2002 на троне своего заболевшего отца нынешний султан Мемпаваха (кстати, имеющий полученную в Канаде степень доктора в области экологии), тут же озаботился рекрутированием мощной дворцовой стражи. А вот султану Тернате не повезло: когда он попытался в 1999 году стать губернатором провинции Северные Молукки, его войска были разбиты вечным конкурентом - соседним султанатом Тидоре, и незадачливому кандидату пришлось бежать на север острова.
Порой претензии султанов даже становятся причиной серьезных межгосударственных конфликтов. Так, в октябре 2004 года министерству иностранных дел Малайзии пришлось в очередной раз официально отвергать притязания недавно коронованного султана Сулу (юг Филиппин) на штат Сабах.
Расположенный на севере острова Калимантан Сабах, "согласно нормам международного права, является частью территории и находится под суверенной властью Малайзии", подчеркнул тогда глава внешнеполитического ведомства страны Сайед Хамид Албар. А все дело в том, что коронованный за месяц до того в качестве 29-го монарха Сулу Родинуд Джуласпи Кирам Второй заявил, что намерен обратиться в Международный суд с требованием к Малайзии вернуть "достояние его семьи".