Екатерина Боровикова
В субботу днем клуб Funky House, что нехарактерно для ночных клубов в дневное время, забит молодежью. Играет фанк. Часть людей просто двигается под музыку, часть — группками сосредоточенно репетирует танцевальные движения и акробатические элементы: танцоры готовятся к выступлению на соревнованиях фестиваля "Папин локинг".
Танцевальные битвы
Соревнования – главное событие фестиваля, на них состязаются танцоры двух современных танцевальных направлений: паппинга и локинга.
Даже эти если названия ничего не говорят читателю, то он наверняка может вспомнить Майкла Джексона, который во многом построил свой стиль именно на основе этих танцев.
Сейчас ситуация в некотором смысле обратная — если Джексон вдохновлялся паппингом и локингом, то современные танцоры обращаются к этим стилям, вдохновившись пластикой Джексона. По крайней мере, так ответил на вопрос, почему он начал заниматься локингом один из гостей фестиваля — локер Маркус (Marcus) из Швеции.
У соревнований на "Папин локинге" в этом году — особый формат, отличающий их от других подобных мероприятий: из прошедших отбор участников формируются команды, в каждой из которых участвует один из специально приглашенных танцоров. В качестве специальных гостей организаторы – танцевальная команда Mosquitos — приглашали победителей международных соревнований из разных стран.
В остальном соревнования проходили в традиционной для хип-хоп-культуры форме баттлов. В баттлах две команды (или два танцора) несколько раз выступают по очереди, а в конце судьи решают, кто пройдет в следующий тур. В процессе между участниками баттла завязывается своеобразный диалог: кто кого перетанцует, кто ответит на танец соперника еще более интересными движениями, кто искуснее или смешнее обыграет танцевальные реплики противника.
Ценятся в этом шоу не костюмы и не красивые позы, а пластика танца, невероятная подчас степень владения своим телом и непременно — артистизм и чувство юмора. Публика ловит каждое движение и встречает каждую удачную шутку криками и аплодисментами. При этом восторженные зрители, сидящие и стоящие по краям танцпола, оставляют участникам так мало места, что ведущий все время просит их подвинуться "еще на пол-попы назад!".
История вопроса
Локинг и паппинг долгое время были известны в нашей стране под названием "верхнего брейкданса", которое и до сих пор иногда встречается, хотя в остальном мире эти танцы называют funky styles, потому что их танцуют под музыку стиля фанк.
Эти танцы начали появляться в Лос-Анджелесе в 1970-х годах. Исторически первым из них был локинг и его придумал танцор по имени Дон Кэмпбелл (Don Campbell). Кэмпбелл танцевал очень плохо, все время забывал движения и останавливался, люди над ним смеялись и называли его танец Campbell's locking, потому что lock означает "фисксировать". Вместо того чтоб расстраиваться по этому поводу, он решил сделать остановки своей основной манерой и начал специально делать их под музыку.
Брейкданс, а вместе с ним и элементы папинга и локинга, попал в СССР в 80-х годах, когда советские дипломаты привезли из США несколько видеокассет с танцевальными записями. Примерно в 2006 году до России, уже благодаря Youtube, добрались видео с международных соревнований, а с 2007 года к нам стали приезжать с мастер-классами зарубежные танцоры локинга, паппинга и других близких стилей, от которых наши танцоры переняли базовую технику.
Танцы в Америке и в России
Тот факт, что паппинг и локинг в России танцуют всего несколько лет, не мешает нашим танцорам уже вполне успешно выступать на международных соревнованиях. Сравнивая танцевальные сообщества в России и США, американский танцор Ален-Харрикейн Латур (Alain-Hurrikane Lauture, Hurrikane — искаженное написание hurricane, "ураган") говорит:
"Конечно (в США больше людей интересуются этими танцами), потому что эти танцы родились в Америке. Мы видим их с детства и быстрее ими проникаемся. Но здесь (в России) много танцоров, которые работают над собой. Я приезжаю сюда уже третий раз и каждый раз вижу большой прогресс. В Америке мы принимаем танец как должное, а в других странах, таких как Россия, каждый старается добиться как можно большего".
Однако победа на соревнованиях — это все же не главное, считает один из организаторов соревнований Злата Масло, которая в числе первых начала заниматься локингом в России в середине 2000-х.
"Конечно, на баттлы выходят танцоры, которые так мыслят: "Хочу кубок победы! Баттл — это моя жизнь!". Я считаю, что это печально. Мы стремимся не просто устроить баттлы, а хотим создать тусовку и атмосферу, чтобы люди приходили не просто ради соревнований, а за обменом опытом. Мы специально сделали эту тему с командами, которые формируются случайным образом для того, чтобы люди могли в процессе совместной работы почерпнуть опыт друг у друга, чему-то друг у друга научиться", — поясняет она.
Новые стили
Паппинг и локинг можно назвать уже "старожилами", в то время как новые танцы появляются примерно каждые 3-5 лет.
"Есть еще множество новых стилей, которые еще не успели распространиться по миру, например, flexing, jukin, Chicago footworking", — рассказывает Харрикейн.
В Америке их придумывают в основном афро-американцы или испанцы, но не американцы с европейскими корнями.
"Не хочу никого осуждать, но мы ценим жизнь немного больше. Мы не суетимся: "Ой, мне надо успеть здесь, и здесь, и там". Конечно, у нас тоже есть дела, но вместе с тем, мы все же не забываем сидеть и нюхать цветочки, заботиться друг о друге, веселиться, встречаться с людьми, наслаждаться обществом друг друга — и так появляются новые танцы. У нас есть друзья, мы танцуем вместе, слушаем любимую музыку и начинаем делать всякие дурацкие шаги и странные движения, а потом это все превращается во что-то иное, во что-то красивое. Потому что прежде, чем появится какой-либо танцевальный стиль, люди просто танцуют, есть момент, когда ты просто двигаешься, и из этого "просто двигаешься" возникает волшебство танца. А потом все начинают делать то, что ты придумал, и так, сам того не зная, появляется новый танец", — объясняет он.