Наталия Григорьева
В 1996 году Александр Пэйн дебютировал в большом кино с фильмом "Гражданка Рут", где главную роль сыграла актриса Лора Дерн. Спустя 17 лет и два "Оскара", на российские экраны выходит новая работа режиссера – фильм "Небраска", в котором первую скрипку играет отец Лоры, Брюс Дерн. Снятая в черно-белой палитре ироничная картина о несентиментальном путешествии отца и сына уже "прокатилась" по мировым фестивалям и теперь претендует на 6 статуэток "Оскар".
Вуди Грант (Дерн), упрямый старик-алкоголик с первыми признаками Альцгеймера, получает письмо с сообщением о том, что он стал счастливым обладателем целого миллиона долларов. Классический "развод", однако Вуди уже собирается в дорогу – забрать приз можно в городе Линкольн штата Небраска. Супруга Вуди, Кейт (Джун Скуибб), звонит сыну Дэвиду (Уилл Форте) и просит вернуть отца домой, на этом же настаивает старший отпрыск Росс (Боб Оденкёрк), но Дэвид, прекрасно понимающий, что никакого миллиона нет, усаживает родителя в свою машину и везет его в Небраску — с заездом в родной город Вуди, где до сих пор живут его братья, друзья молодости, даже первая любовь и где весть о том, что старик Грант стал миллионером, достойна первой полосы местной газеты.
Кино без вызова, остроты, не на злобу дня – и при этом вовсе не типичное роуд-муви на тему отцовско-сыновьих отношений. Там, где ждешь меланхолии и светлой грусти, вдруг оказывается ирония, вместо исповедальных монологов – диалоги сына-зануды с глуховатым отцом, а ностальгические посиделки перетекают в почти гангстерские разборки. "Небраска" начинается с привычного конфликта поколений – пожилые родители требуют повышенного внимания и, добиваясь его, играют не всегда честно – и закончиться вроде должно всепрощением и взаимопониманием, но к счастью в финале ни того, ни другого герои не достигают.
Пэйн снимает кино про семью и семейные отношения, беспрестанно над всем этим посмеиваясь – местами довольно жестко. Встреча Вуди с братьями начинается с комичных немых сцен с участием похожих друг на друга стариков, уставившихся в экран телевизора, а превращается в передачу из жизни стервятников, делящих шкуру неубитого медведя. С обычно сакральных воспоминаний о детстве, малой родине, первой любви, ушедших близких здесь слетает весь пафос — пренебрегая правилом "о мертвых или хорошо, или никак", героиня Джун Куибб, стоя на кладбище, поминает крепкими словами мужнину родню. Рядом бродит витающий в облаках Вуди – Брюс Дерн с торчащими в разные стороны седыми волосами, то молчаливый, то ворчливый и упрямый, играет "несносного деда", в молодости мучившего семью своим пристрастием к алкоголю, теперь изматывающего родных старческим маразмом. И вместе с тем воспитавшего, как показывает между делом, от эпизода к эпизоду режиссер, двух замечательных сыновей.
Вот так, отталкиваясь чаще от обратного, Пэйн рассказывает нам, что семья – это вообще-то вещь хорошая, полезная, а то и вовсе самая главная. Родителей не выбирают, а еще их не перевоспитать, зачастую не переубедить и как правило не понять, но сделать их немного счастливее иногда ничего не стоит и стоит, одновременно, гораздо больше миллиона долларов.