Наталия Григорьева
Создатель нескончаемой франшизы "Обитель зла" Пол У. С. Андерсон, в перерыве между выходом 5-ой и 6-ой из ее частей, обратился к античной истории – в российский прокат выходят "Помпеи" с Китом Харрингтоном, Эмили Браунинг и Кифером Сазерлендом в главных ролях. Гладиаторы, огонь, пепел и вулкан – одна из самых трагичных страниц в истории человечества здесь показана не в виде предсказуемой в этом случае исторической драмы, а как 3D-экшен, где больше всего экранного времени достается извергающемуся во всех ракурсах Везувию.
Действие фильма начинается с воспоминаний главного героя (Харрингтон), потерявшего семью во время варварского нападения римлян на кочевые племена кельтов. Выживший в кровавой расправе ребенок был продан в рабство и достиг успеха как гладиатор – теперь он отправляется в Помпеи для участия в праздничных боях, по случаю заключения крупной градостроительной сделки между представителем местной знати и римским сенатором (Сазерленд). Одновременно с этим из столицы на родину возвращается Кассия (Браунинг), дочь того самого помпейского богача и, как выясняется, предмет вожделения того самого сенатора. Молодые люди случайно сталкиваются на дороге – она в карете, он в цепях – и влюбляются друг в друга с первого взгляда. И социальное неравенство – ничтожное препятствие на пути к счастью, когда рядом "просыпается" вулкан.
На любовные страдания попросту нет времени – земля дрожит, кони ржут, с неба падают огненные глыбы, актриса Кэри-Энн Мосс погибает глядя в небо – в точности как ее Тринити из "Матрицы". Началу анонсированного извержения радуешься как ребенок, потому как первая треть фильма – общее место, отданное вынашиванию рабом-кельтом плана мести проклятым римлянам, плетению примитивных интриг силами коварного сенатора и переглядываниям доморощенных Ромео и Джульетты. Да и режиссеру куда интереснее уже поместить, наконец, своих персонажей в апокалиптические декорации, на фоне которых и поцелуй, и схватка двух гладиаторов приобретают глубокий экзистенциальный смысл. Или не приобретают – это не столь важно.
Везувий мелькает в каждом втором кадре и становится главным героем единственной значимой сюжетной линии, смысл которой, как и всего фильма, нужно искать в видеоряде. В "Помпеях" нет ни морали, ни, как известно, хэппи-энда, зато чего не отнять, так это любовно проработанного экшена, по правилам которого все, что нужно делать героям – это бежать, прыгать, скакать на коне и драться друг с другом. Дабы сохранить каплю исторической достоверности, некоторым из них полагается еще и застыть под слоем вулканической пыли. "Помпеи" — пример кино, которое режиссер, в данном случае Андерсон, чье главное детище создано по мотивам компьютерной игры, снимает просто потому, что может. Что до истории, то вулкан по-прежнему там, где и был 2000 лет назад, и его по-прежнему видно из любой точки выкопанных из-под пепла Помпей.