Белла Адцеева
Пожалуй, ни один период американской истории не эксплуатировался Голливудом так часто, как Чикаго конца 1920-х с гангстерскими перестрелками и бесконечными переделами власти в борьбе за монополию в бутлегерстве. А личность Аль Капоне, со дня рождения которого исполняется 115 лет, занимает уже не первое поколение режиссеров и продюсеров, которые и сегодня пытаются по-новому взглянуть на короля преступного Чикаго.
"Аль Капоне", 1959
В 1959 году Ричард Уилсон снял фильм "Аль Капоне" с Родом Стайгером в главной роли. В картине описан путь гангстера с момента приезда в Чикаго до заключения в 1931 году. После выхода фильм отмечали за правдоподобность, соответствие реальным событиям и правдивое изображение преступного мира и самого Капоне. Однако изначальный вариант сценария изрядно отличался от того, который был в итоге принят в работу. Род Стайгер вынужден был трижды отказываться от роли из-за того, что образ главного преступника Чикаго был романтизирован сценаристами Мэлвином Уолдом и Генри Гринбергом. Контракт с исполнителем главной роли был подписан только после того, как авторы согласились переписать сценарий, что в итоге сыграло на руку фильму. По настоянию Стайгера последние кадры картины изображают Капоне в тюрьме Алькатрас — фильм, по мнению актера, должен был завершиться торжеством справедливости.
"Образ Капоне в фильме — безжалостный, жестокий, неидеализированный. "Аль Капоне" — действительно качественно сделанная картина. Мотивация главного героя не всегда достаточно обоснована, или, точнее сказать, его действия не мотивированы с точки зрения обычных людей. Но сценарий довольно точно воспроизводит реальные события, поэтому все происходящее выглядит убедительно", — такую оценку в 1959 году дал фильму журнал Variety.
"Резня в День святого Валентина", 1967
Лента "короля фильмов класса Б", как прозвали Роджера Кормана журналисты, основан на событиях 14 февраля 1929 года, когда шестеро гангстеров из семьи Аль Капоне расправились с членами группировки его противника ирландца Багса Морана. Моран контролировал поставку алкоголя в нескольких районах Чикаго, не позволяя Капоне стать монополистом. После серии взаимных покушений и убийств семеро бандитов Багса Морана в День святого Валентина были найдены мертвыми на одном из чикагских складов.
Несмотря на то, что сам Аль Капоне не участвовал в реальной бойне и обеспечил себе алиби, в фильме ему отводится главная роль. Мафиози в исполнении Джейсона Робардса планирует кровавую расправу и проводит собрания своей группировки. В картине задействовано много персонажей — гангстеров из банд Капоне и Морана, и каждому из них дана характеристика — закадровый голос зачитывает имена и факты биографии всех бандитов. Кинокритик Роджер Эберт обилие персонажей счел главным недостатком картины, который, по его мнению, не позволил вывести действительно интересные образы. В роли одного из гангстеров снялся 30-летний Джек Николсон, но его имя не было включено в титры.
"Единственная сцена, представляющая здесь коммерческую и художественную ценность — ужасающая своей жестокостью расправа над гангстерами Морана в гараже на севере города. Любителям крови на экране здесь точно будет на что посмотреть", — писал журналист The New York Times после премьеры.
Со временем "Резня в День святого Валентина" стал считаться одним из лучших фильмов Кормана, а в 2009 году журнал Empire поставил его на седьмое место в списке "20 великих гангстерских фильмов, которые вы никогда не видели".
"Капоне", 1975
В отличие от сценаристов "Аль Капоне", создатели фильма 1975 года "Капоне" не стали делать ставку на достоверность, правдивому изображению реальных событий предпочтя остроту сюжета и привлекательность для зрителя. Так, в фильме даже появилась вымышленная подружка гангстера Айрис Кроуфорд в исполнении Сьюзан Блейкли. Капоне сыграл Бен Газзара, кроме того, в картине снялись Джон Кассаветис в роли Фрэнки Йеля, Гарри Гуардино в роли Джонни Торрио и Сильвестр Сталлоне, сыгравший Фрэнка Нитти. Эта работа стала для Сталонне одной из первых ролей в кино, и с ней связана одна из неточностей в фильме — после смерти Капоне герой Сталлоне произносит речь над его могилой, в то время как реальный Фрэнк Нитти умер за четыре года до своего босса.
Критики в рецензиях к "Капоне" писали, что, несмотря на присутствующий в фильме юмор, в целом картина получилась довольно скучной — виной тому многочисленные затянутые сцены, в которых гангстеры бесконечно ездят по Чикаго и сидят в ресторанах.
"Неприкасаемые", 1987
Противостояние Аль Капоне и спецагента министерства финансов Элиота Несса, которому — пусть и "всего лишь" по обвинению в неуплате налогов — но удалось усадить преступника №1 за решетку, стало сюжетом для книги и нескольких сериалов и фильмов. Самый известный из них — драма Брайана Де Пальмы с Кевином Костнером в главной роли и Робертом Де Ниро в роли Аль Капоне.
Сюжет "Неприкасаемых" основан на реальных событиях — в 1929 году 26-летний агент Министерства финансов Элиот Несс действительно получил разрешение на создание спецгруппы по задержанию Аль Капоне — в Чикаго того времени не приходилось рассчитывать на честность правоохранительных и судебных структур, многие сотрудники которых были подкуплены гангстерами. Однако для придания остроты сюжету многие детали охоты на мафиози были изменены — так, в фильме в команду Несса входит четыре человека, в то время как на самом деле их было одиннадцать, и к моменту суда над Капоне всем им удалось остаться в живых.
Брайан Де Пальма с момента прочтения сценария хотел, чтобы Аль Капоне сыграл именно Де Ниро, однако у актера было несколько условий — он хотел для начала доиграть сезон на Бродвее, где был занят в одной из постановок, к тому же, требовал для своего героя еще одной дополнительной сцены. Кроме того, для роли Капоне Де Ниро нужно было набрать 14 килограммов, и тогда Де Пальма начал переговоры с актером Бобом Хоскинсом, который больше подходил по фактуре. В последний момент Роберт Де Ниро согласился на роль, и режиссер отправил уже утвержденному Хоскинсу чек на 20 тысяч фунтов и записку со словом "Спасибо".
Аль Капоне Роберта Де Ниро в фильме предстает настоящей американской знаменитостью, собирающей вокруг себя толпы репортеров и обслуживающего персонала — к 1930 году реальный гангстер №1 таким и был. Благодаря набранному весу у актера изменилась форма лица — по словам Де Пальмы, во время подготовки к съемкам именно этого сходства Де Ниро и пытался достичь больше всего. В "Неприкасаемых" у него не так много сцен, и практически во всех он предстает шутником, снисходительно поглядывающим на полицию и спецагентов (как известно, Аль Капоне не могли предъявить прямых обвинений в более серьезных преступлениях, чем неуплата налогов, из-за отсутствия доказательств). Например, в самом начале фильма он произносит несколько фраз, которые съемочная группа взяла из реальных интервью Аль Капоне: "Я забочусь о потребностях людей. Люди будут пить. Вы знаете, я знаю, все знают, но только я принимаю это во внимание"; "Что такое контрабанда? На корабле это незаконная торговля, а на Лэйк-Шор-Драйв это — гостеприимство"; "Я вырос в опасном районе. Там говорили, что ты можешь больше достичь добрым словом и пистолетом, чем просто добрым словом". Однако в самой известной сцене фильма, где показан банкет гангстеров, Де Ниро "дает" настоящего Капоне с его жестокостью и нетерпимостью даже к членам банды.
При большом успехе у зрителей критиками фильм был воспринят неоднозначно — большинство отмечали недостаточно глубокую проработку характеров, зато хвалили воссозданную на экране атмосферу криминального Чикаго 1930 года.
"Роль Аль Капоне Де Ниро исполняет с театральной широтой, в результате у него получилась сатира на прототип, на саму идею боссов мафии. С выпяченной грудью и специфической манерой речи он действительно напоминает деспота, но чтобы убедить нас в жестокости Капоне, в сюжет нужно было включить больше сцен реального насилия с его участием", — писал кинокритик The Washington Post.
"Подпольная империя", 2010 — …
Действие сериала "Подпольная империя", первый эпизод к которому снял Мартин Скорсезе, происходит в Чикаго 1920-го года, а главный герой там вовсе не Аль Капоне, а Наки Томпсон в исполнении Стива Бушеми. События сериала начинаются за несколько часов до вступления в силу сухого закона и изображают противостояние преступных группировок, главари которых борются за открывшуюся возможность баснословного заработка. 21-летнего Капоне в сериале играет британский актер Стивен Грэм, и в фильме он предстает недавно прибывшим в Чикаго помощником влиятельного мафиози Джонни Торрио.
По словам Грэма, перед началом съемок Скорсезе настаивал, чтобы актер не пересматривал более ранних фильмов про Аль Капоне, а попытался привнести в персонаж что-то новое.
"Мы все смотрели много фильмов, где Капоне показан агрессивным, даже неуравновешенным деспотом. Мы, напротив, хотели заставить зрителей полюбить его, а для этого нужно было вытащить наружу его человеческие качества, добавить немного юмора. Конечно, я не хотел сделать клоуна из гангстера, но задача была — показать его не таким серьезным. Я думаю, самое ценное в моем Капоне — то, что в сериале можно наблюдать переломный момент в его жизни. Как из валяющего дурака парня он превращается в мужчину", — рассказывал актер.
"Лицо со шрамом", 1983
Еще одна криминальная драма Брайана Де Пальмы прочно ассоциируется с историей Аль Капоне. "Лицо со шрамом" — пожалуй, самый прославленный фильм режиссера — описывает историю взлета и падения не самого Капоне, а кубинца Тони Монтаны, а сценарист Оливер Стоун создавал персонаж под впечатлением от посещения Майами в 1980 году. Однако название (у Аль Капоне, как и у Тони Монтаны, с юности был шрам на левой щеке) и тот факт, что картина является ремейком одноименного фильма 1932 года и вольной экранизацией романа Армитэджа Трэйла, в которых прототипом главного героя был Аль Капоне, позволяет связывать картину Де Пальмы с именем знаменитого мафиози.
События фильма не воспроизводят жизнь Аль Капоне, но в биографии вымышленного и реального персонажей есть совпадения — известно, что Капоне унаследовал Чикагскую организацию, созданную его "наставником" Джоном Торрио, в фильме же Монтана присваивает империю своего босса Фрэнка. Кроме того, несмотря на более страшные преступления, Тони Монтане грозит то же обвинение, что и королю преступного Чикаго — уклонение от уплаты налогов.
Сегодня Тони Монтана — самостоятельный персонаж поп-культуры, часть американской мифологии, а его фраза "Скажи привет моему маленькому другу" по известности не уступает цитате Аль Капоне о том, что пистолет и доброе слово — лучше, чем просто доброе слово. Примечательно, что для многих представителей уличного андеграунда конца 80-х и 90-х заведомо порочная фигура Тони Монтаны стала не символом неизбежного падения криминальных авторитетов, а в некоторой степени ролевой моделью.
Фильм, который переиздается и спустя 30 лет после выхода, в 1983-м был воспринят в штыки многими критиками, писателями, режиссерами, а Брайану Де Пальме с трудом удалось избежать рейтинга X (эквивалент нынешнего рейтинга NC-17, которым отмечают фильмы, рекомендованные только для взрослых). Во время премьеры режиссер Мартин Скорсезе обернулся к Стивену Бауэру (исполнитель роли Маноло Ривьеры) и сказал: "Вы, парни, потрясающие, но будьте готовы к тому, что в Голливуде вас возненавидят". Из-за чрезмерной жестокости некоторых сцен, и особенно эпизода с бензопилой, против фильма выступали Курт Воннегут, Джон Ирвинг, Люсиль Болл и многие кинокритики.
"Критики его (фильм — ред.) ненавидели. Я даже сказал остальным актерам не читать рецензий. Помню ночь после первого показа фильма в Нью-Йорке. Я вышел поесть в Sardi’s (ресторан на Манхэттене — ред.). Когда я вошел, все в помещении замерли и уставились на меня. Будто я зашел в комнату со скульптурами вместо людей. Там ужинала Лайза Минелли — она была из тех, кто еще не посмотрел фильм. Когда я подошел, она сказала: "Аль, что такого ужасного ты сделал всем этим людям?", — вспоминал актер.
Сегодня роль Тони Монтаны считается одной из лучших в карьере Аль Пачино, и ее успех он объясняет понятностью своего героя для зрителей.
"Я уверен, что каждый может ассоциировать себя с Тони. Это тема стремлений, желаний, знакомая всем. Мечта сделать из себя что-то стоящее. А насилия там не больше, чем в пьесах Шекспира", — заметил Пачино.