Рейтинг@Mail.ru
Романтики и прагматики: 6 героев Василия Ланового - РИА Новости, 16.01.2014
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Романтики и прагматики: 6 героев Василия Ланового

© РИА Новости / В. Уваров | Перейти в медиабанкАртист Василий Лановой в роли Анатоля Курагина на съемках кинофильма "Война и мир"
Артист Василий Лановой в роли Анатоля Курагина на съемках кинофильма Война и мир
Читать ria.ru в
В день рождения Василия Ланового проект Weekend вспоминает его персонажей, среди которых есть и благородные герои с горящим взором, и неоднозначные прагматики, приспосабливающиеся к ситуации.

Белла Адцеева

Василия Ланового, которому сегодня исполняется 80 лет, зрители любят за роли романтических героев и верных долгу военных. Несколько раз он становился персонажем произведений классиков, а порой — как в случае с Иваном Вараввой — сам создавал образы, ставшие синонимом понятий честь и достоинство. Проект Weekend вспоминает фильмы Василия Ланового, которые поклонники пересматривают и сегодня.

"Алые паруса", 1961

Перед режиссером Александром Птушко, который к 1960 году уже выпустил "Нового Гулливера", "Золотой ключик" и "Садко", киночиновники поставили задачу снять по "Алым парусам" Александра Грина не романтическую сказку, а глубокий серьезный фильм. Сложностей на съемках было много. Бюджет картины был совсем маленьким, к тому же, актрису на главную роль режиссер и оператор выбрали не сразу, и Анастасия Вертинская, для которой роль Ассоль стала кинодебютом, попала в картину практически случайно: ее вместе с матерью Лидией Вертинской на улице встретил художник-постановщик фильма. Что касается образа Грея, то на пробах Василий Лановой был настолько убедителен, что других кандидатов на главную мужскую роль даже не рассматривали.

© РИА Новости / Мосфильм (1961) | Перейти в медиабанкАнастасия Вертинская и Василий Лановой в фильме "Алые паруса"
Анастасия Вертинская и Василий Лановой в фильме Алые паруса

"Я до работы в "Алых парусах" снялся в фильмах "Аттестат зрелости", "Как закалялась сталь". Меня уже знали и любили. И когда шел на пробы, я был уверен, что сыграю Грея — это моя роль. Получился прекрасный фильм о верности мечте! А какая замечательная команда подобралась у Птушко!", — признавался Лановой.

На момент съемок актеру было 26 лет, и фильм "Алые паруса" сделал его в глазах советских зрителей идеальным романтическим героем. Артур Грэй Ланового — благородный, честный и великодушный капитан, с первого взгляда влюбившийся в юную Ассоль. Единственное, в чем созданный образ не совпадал с героем повести — революционный настрой экранного персонажа, который после выхода фильма отмечали и критики, и зрители.

Рассказывая о съемках фильма, все участники до сих пор вспоминают случай, когда Лановой позволил себе воспользоваться служебным положением, чтобы поздравить с днем рождения свою тогдашнюю жену Тамару Зяблову. Летом 1960 года, когда съемки картины проходили в Ялте, отдыхающие на пляже заметили приближающийся к берегу корабль с алыми парусами. Когда парусник приблизился, в шлюпке на воду эффектно спустился Василий Лановой с огромным букетом, после чего разыскал среди отдыхающих жену и вручил ей цветы.

"Иду на грозу", 1965

В фильме Сергея Микаэляна "Иду на грозу", снятом по одноименному роману Даниила Гранина, герой Ланового Олег Тулин — персонаж неоднозначный, которого одни уверенно называют отрицательным, а другие считают разумнее и умнее главного героя Сергея Крылова в исполнении Александра Белявского. 

В центре повествования — два друга — студенты, молодые ученые-физики Крылов и Тулин. Оба они одержимы возможностью управления грозой и мечтают освободить человека от зависимости от погоды. При общей страсти к науке и горячем желании принести пользу друзья постоянно расходятся в одном: когда Тулин готов пойти на компромисс и в чем-то промолчать ради пользы дела, Крылова никакие трудности не могут заставить поступиться принципами. В споре с пожилыми учеными, неохотно принимающими смелые идеи молодежи, Олег Тулин предпочитает уступить, но получить необходимое для опытов финансирование, в то время как Крылов отстаивает свое мнение, из-за чего всегда остается на вторых ролях. Гибкость и хитрость позволяют Тулину быть на хорошем счету у старожилов науки и руководить экспериментами, но вера в идею и неготовность поступиться принципами все-таки побеждают: увлеченность Крылова заставляет ученых поверить в него, когда Тулин уже практически сдается из-за очередной неудачи.

Василий Лановой и Александр Белявский в фильме Иду на грозу
Биографию Василия Ланового читайте в справке РИА Новости

"Это замечательная мысль: надо идти на компромисс или нет? Сережа Микаэлян — спасибо ему за это — вытащил эту тему из романа и заострил в самом начале фильма. У меня тогда по поводу этой роли был очень интересный разговор с Граниным. Он утверждал, что Тулин — сугубо отрицательный персонаж, а несгибаемый Крылов — положительный. И он мне говорил, что я придаю ему такие качества, которые совсем не присущи Тулину. А я ему доказывал: "Извините, вы поставили вопрос: идти на компромисс или не идти? Тулин — идет. Для пользы дела большого". И неизвестно ведь, кто из них честнее — Крылов или более гибкий, более хитрый, более умный Тулин, который прекрасно понимает, что иначе невозможно бороться с идиотами. И он через совесть свою идет на компромисс, чтобы обойти этих чудовищ, и добивается дела. Потом Гранин мне сказал, что я был прав", — рассказывал о своем персонаже Лановой.

Помимо сложных образов одно из достоинств картины — метафоричность. Трудности, через которые приходится проходить друзьям, отражают суть советской системы, а гром и молнии на экране сопровождают внутренние коллизии и напряженность между главными героями.

"Война и мир", 1965

Когда у Сергея Бондарчука возник замысел экранизировать роман Льва Толстого "Война и мир", Михаил Шолохов, по чьему рассказу режиссер снял свой единственный на тот момент фильм "Судьба человека", в шутку заметил, что роман даже с пола поднять трудно, не то что перенести на экран. Однако обстоятельства складывались удачно — в конце 50-х в Советском Союзе вышел американский фильм "Война и мир", который вызвал большой зрительский интерес, и советские киноруководители стали думать о собственной экранизации.

Работа над четырехсерийной картиной шла около шести лет, и с трудностями съемочная группа сталкивалась на всех этапах, начиная с подбора актеров. В частности, Бондарчуку не сразу удалось уговорить Василия Ланового сниматься в роли Анатоля Курагина — актеру непременно хотелось сыграть князя Андрея, чья роль в итоге досталась Вячеславу Тихонову.

Позже в интервью Лановой рассказывал о том, как проходили пробы на роль Курагина, который помимо легкомыслия и кутежей славился необыкновенной красотой. Каждого кандидата на роль Бондарчук просил надеть белые гусарские лосины и уже в них произносить текст. В состав комиссии  входила пожилая дама, напоминавшая величественную княжну. Пока претендент произносил текст, "княжна" оценивала стройность артистов и то, как они в таком специфическом костюме будут смотреться на экране. Если дама морщилась, Бондарчук отправлял кандидата из кабинета ни с чем, но во время пробы Ланового женщина лишь улыбалась, после чего режиссер закричал: "Вася, завтра съемка!".

Ирина Скобцева, Василий Лановой и Людмила Савельева в фильме Война и мир
Посмотрите фотоленту: Василий Лановой – любимый актер нескольких поколений

"Начались съёмки, но я все же донимал режиссера: "Сергей Федорович, дай попробоваться на князя Андрея, я его вижу и слышу!". Через три дня звонит: "Никаких Андреев, будешь играть Курагина". У меня взыграло: "Тогда, — говорю, — никаких Курагиных!". И повесил трубку", — рассказывал Лановой.

После этого роль Анатоля Курагина перешла к актеру Вадиму Медведеву, однако Сергей Бондарчук по-прежнему был уверен, что идеально подходит для роли только Лановой.

"Проходит год, я играю спектакль "Конармия", стою на авансцене, читаю Маяковского. И вдруг чувствую, что меня кто-то из первого ряда дергает за штаны, и не вижу, кто. Я легонько шлепнул его рукой, думаю: "Вот какой зритель пошел, мерзавец!". В антракте в гримерку заходит Бондарчук и говорит: "Это я дергал". Я начал возмущаться, а он хохочет и говорит: "Вася, прости меня, но тебе надо играть Анатоля, Медведев не подходит". Я согласился при одном условии: если он вернет в сценарий сцену, когда Анатолю отрезают ногу в лазарете под Бородиным. После колебаний, он пообещал, и этот эпизод стал одним из лучших в роли", — вспоминал актер.

Роль, от которой Лановой чуть было не отказался, сегодня артист называет одной из любимых в карьере, а после выхода фильма многие критики отмечали, что у Курагина Ланового больше человеческих черт, чем у героя в романе.

"Анна Каренина", 1967

Роль Алексея Вронского была бы желанной для многих молодых актеров. Но Василий Лановой, к тому моменту уже исполнивший главные роли в "Аттестате зрелости", "Павле Корчагине", "Алых парусах", "Иду на грозу", сначала от предложения режиссера Александра Зархи отказался. Артист прочитал сценарий и решил, что в нем очень подробно прописана линия Анны Карениной, а Вронский предстает несколько плоским персонажем. После многочисленных проб других актеров режиссер вновь обратился к Лановому, и на этот раз его удалось уговорить.

Играть Лановому предстояло с Татьяной Самойловой, назначенной на главную роль. К тому времени с момента расставания актеров, которые были женаты в студенчестве и прожили вместе два года, прошло уже девять лет, и то, как им удастся сыграть любовь на экране, не обсуждал только ленивый. Когда речь заходит о роли Вронского, Василию Лановому до сих пор приходится отвечать на вопрос об отношениях во время съемок с Татьяной Самойловой.

© РИА Новости | Перейти в медиабанкТатьяна Самойлова и Василий Лановой в фильме "Анна Каренина"
Татьяна Самойлова и Василий Лановой в фильме Анна Каренина

"Скорее, прошлое даже помогало — мне легче было разобраться в отношениях героев Льва Николаевича сквозь призму нашей судьбы. У Анны Карениной есть преимущество — она гениально умела любить, а Вронский любовником был рядовым: красивым, но достаточно прохладным, все на свете анализирующим. Тем не менее, именно столкновение таланта любить, которым наделена Анна, с заурядным по этой части Вронским высекало между ними необходимую искру, а пережитое мной и Татьяной в реальности придавало этой ситуации пикантности. Снимая фильм, Александр Зархи хорошо и подробно разбирал подоплеку каждой сцены", — вспоминал актер.

Фильм Александра Зархи считается одной из лучших экранизаций романа Льва Толстого, а в 1968 году картина должна была участвовать в конкурсной программе Каннского кинофестиваля, однако из-за студенческих забастовок премьера не состоялась.

"Офицеры", 1971

Снять фильм об офицерской чести, о советских ролевых моделях и о "такой профессии – защищать Родину" предложил министр обороны СССР Андрей Гречко. Изначально акцент в картине планировалось сделать на тяжелой жизни офицерских жен, а сам фильм должен был быть двухсерийным.  Сценарий для него написал Борис Васильев, а когда выяснилось, что его необходимо сократить, то эту работу предложили Кириллу Рапопорту. В результате картина получилась об офицерской дружбе, пронесенной через всю жизнь, о верности и любви к Родине.

И, как это часто бывает, трудности возникли еще на этапе подбора актеров. На кандидатуре Георгия Юматова настаивал Борис Васильев, однако режиссер Владимир Роговой опасался приглашать артиста из-за его склонности к алкоголю. На роль Алексея Трофимова претендовало 42 кандидата, однако пробы Юматова убедили режиссера доверить ему главную роль. Примерно столько же кандидатов хотели получить роль сослуживца Трофимова Ивана Вараввы, среди них — Олег Ефремов, Валентин Гафт, Александр Белявский. Утвержденный было Ефремов не смог сыграть из-за занятости, и тогда выбор пал на Василия Ланового. Лановой же на столь заманчивую перспективу согласился не сразу – с присущей ему скрупулезностью он пытался разобраться в характере Вараввы и не понимал своего героя.

© Киностудия им. М. Горького. 1971Василий Лановой в фильме "Офицеры"
Василий Лановой в фильме Офицеры

"Мне, безусловно, он нравился, хотя трижды я от этой роли отказывался — не мог понять, какую же он несет на себе функцию, как его, собственно, играть. Он отважный, красивый, и всю жизнь влюблен в одну женщину, но ситуация сложилась так, что на взаимность рассчитывать не приходится. Режиссер Владимир Роговой грозил: "Я пожалуюсь на тебя в комсомол! Все равно заставлю сниматься!". В ответ я хохотал, а оператор — потрясающий Михаил Кириллов — нашел совершенно другой подход. Он мне сказал: "Вася, чего ты мучаешься? Русское офицерство всегда — при императоре Петре I и при советской власти — воплощало в себе романтизм благородного русского общества. Среди офицеров обязательно были Анатоли Курагины — чудовищные эгоисты, но были и люди чести и долга — образованные, самоотверженные…" И я согласился", — рассказывал Лановой.

Отношения между актерами, назначенными на главные роли, были натянутыми — еще в 1955 году Георгий Юматов хотел сыграть Павла Корчагина, однако роль отдали Лановому. В процессе съемок артисты помирились, а вот назначенную на роль Любы Елену Добронравову пришлось заменить. Актриса настаивала, что ее героиня должна отвечать Ивану Варавве взаимностью, а не просто симпатией. В результате на роль Любы утвердили Алину Покровскую.

Сегодня, когда Образ Ивана Вараввы стал почти нарицательным, трудно представить себе в этой роли другого актера. А ведь отчаявшийся режиссер после отказа Олега Ефремова даже предлагал роль пилоту Леониду Козмерову, который идеально подходил по фактуре, но, как выяснилось на пробах, не был одарен актерским талантом.

"Эта картина странной судьбы… В ней режиссер Роговой и оператор Кирилов, на мой взгляд, нашли какой-то ассоциативный ряд для каждого поколения зрителей. Прошло 30 лет, картину каждый год показывают и все смотрят по нескольку раз. И все равно говорят: "Ну, "Офицеры"!" Я думаю, что секрет в том, что каждое поколение находит в нем свое. Детство, послевоенное время, зрелость. Потребность в романтизме, реализме — пожалуйста. Потребность в красоте, в любви — все есть. Там какая-то загадка есть, чудо какое-то. У меня есть по ролям гораздо лучше картины, но они проходили, и остался Иван Варавва… В фильме четко разделились обязанности. Юматов — реализм, Лановой — романтизм. И между ними женщина. Такой любовный треугольник", — вспоминал Василий Лановой.

После выхода на экран "Офицеров" посмотрели 53,5 миллиона человек — фильм стал самым кассовым в советском прокате 1971 года, и не терял популярности следующие несколько лет. А благородный офицер Иван Варавва моментально стал образцом для подражания: зрители и читатели журнала "Советский экран" признали Ланового лучшим актером года.

"Дни Турбиных", 1976

Еще одного литературного героя Василий Лановой сыграл в 1976 году, когда режиссер и сценарист Владимир Басов предложил ему роль поручика Шервинского в трехсерийном фильме "Дни Турбиных" по одноименной пьесе Михаила Булгакова. По сюжету герой Ланового влюблен в замужнюю сестру главного героя Алексея Турбина, Елену Тальберг в исполнении Валентины Титовой.

© Мосфильм (1976)Кадр из фильма "Дни Турбиных"
Кадр из фильма Дни Турбиных

В одной из сцен фильма, когда гетман Скоропадский говорит поручику Шервинскому, что ему и другим адъютантам следует разговаривать по-украински, а не по-русски, Шервинский отвечает ему уже по-украински, но запинаясь и забывая слова. На самом деле Василию Лановому не пришлось заучивать фразы на мове — украинский язык он знает с детства, на нем с будущим артистом в детстве разговаривала мама.

Сравнивая разные экранизации пьесы, а также ее театральные постановки, многие называют Василия Ланового лучшим исполнителем роли Леонида Шервинского, который в мини-сериале предстает лощеным красавцем.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала