"Я на актерский поступил только потому, что никуда больше не брали", — Леонид Броневой не раз говорил в интервью, что стал артистом "поневоле". Его отец, работавший в киевском отделе НКВД, в 1937 году был репрессирован (по обвинению в троцкизме) и осужден на десять лет. Леонида с матерью выслали из Киева в Малмыж Кировской области и разрешили вернуться назад лишь весной 1941-го. Войну Броневой пережил в эвакуации.
"Когда меня спрашивают, какое чувство вам запомнилось больше всего в жизни, я всегда говорю – одно чувство, чувство голода — до войны, во время войны и после войны. – сказал он однажды. — Страшное чувство голода, ощущение, что желудок у тебя превратился в маленький орешек… Человек, который вечно голодный, также несчастен, как человек, который вечно переевший".
В 1950-м Леонид Броневой окончил Ташкентский театрально-художественный институт им. Островского, в 1955 году — Школу-студию МХАТ, но в Москве тогда не остался, работал в театрах Магнитогорска, Оренбурга, Грозного и Воронежа. Сам себя он считает в первую очередь театральным актером, и именно роли в театре любит больше и переживает о них сильнее.
Он проработал на театральных подмостках более 65 лет, но, как сам говорил несколько лет назад в эфире русской службы ВВС, эта цифра ничего не дает: "Начиная новую работу, ты все равно сидишь перед белым листом, ничего не понимаю, ничего не знаю, что надо делать. Опыт тут не помощник, и опытность тоже не помощник".
Те, кому повезло видеть Броневого на сцене – в театре на Малой Бронной, где он прослужил более 25 лет, или в "Ленкоме", где он играл с 1988 года – вспоминают об этих спектаклях, как о важных и значительных событиях своей жизни, хотя сам Леонид Броневой редко окончательно остается довольным своей работой.
"Профессия театрального актера — она ничего не оставляет после себя. Откуда я знаю, что там такого в "Ревизоре" делал Щепкин — из-за чего его ругал Гоголь? Почему Николай I так любил Каратыгина и не любил Мочалова? Я этого никогда уже не узнаю".
Одной из последних его ролей на сцене был Фирс в "Вишневом саде", поставленном Марком Захаровым. Ироничный и невозмутимый Броневой стал главным "украшением" этой постановки. "Он играет и психологически очень понятно, и с чувством и осознанием прожитых лет, так что каждая фраза наполняется содержанием, в каждой – и Чехов, и сам Броневой", — писал о его игре критик Григорий Заславский.
Для тех же, кому повезло меньше, утешением станут кинороли Леонида Броневого. На экране он появился впервые в 36 лет, в эпизодической роли в фильме "Товарищ Арсений", а почти девять лет спустя в 1973 году он сыграл свою первую главную роль в кино в сериале Татьяны Лиозновой "17 мгновений весны".
"17 мгновений весны"
Группенфюрер СС Генрих Мюллер
- "Штирлиц, а вас я попрошу остаться".
- "Ясность — это одна из форм полного тумана".
- "Контрразведчик должен знать всегда, как никто другой, что верить в наше время нельзя никому, порой даже самому себе. Мне — можно".
"Не падайте в обморок, но мы все под колпаком у Мюллера", — говорит Штирлиц-Тихонов Шелленбергу-Табакову. Сам же шеф гестапо Мюллер появляется лишь во второй серии картины.
К этой роли у Броневого неоднозначное отношение. Первое время, когда на улице ему кричали вслед "Мюллер" и обращались исключительно по этой немецкой фамилии, Броневой переживал, что станет актером одной роли, но и сам впоследствие признавался, что сжился с этим персонажем. Потому Броневой так расстроился, когда на экраны вышла "отредактированная" и раскрашенная версия фильма:
"Я не смотрю этот фильм, он исковеркан. Может быть, молодежи нравятся яркие краски, пускай смотрят. Потом, ведь он был сделал черно-белым для того, чтобы документальные кадры слились с ним. А теперь получается – идут очень хорошие правдивые документальные кадры, идут танки, бегут солдаты, и вдруг — яркая раскрашенная сказочка. Это безобразие, даже так — это преступление".
Сначала Лиознова предложила Броневому роль Гитлера, но воспротивилась жена актера, посоветовавшая ему, в крайнем случае, соглашаться на роль Мюллера. Хотя эта роль имела прототип, Мюллер-Броневой совершенно не походил на реального главу гестапо. Тик героя, возникавший, когда Мюллер "нервничал", — результат узкого мундира – Броневому жал воротник, и из-за этого он дергал головой, но движение показалось Лиозновой естественным и подходящим персонажу.
"Я на Мюллера не похож абсолютно, — говорил позже Броневой. — И слава Богу, что они мне ни разу не показали его фотографию. Все говорили, что нет хорошей. Если б я увидел, насколько на него не похож – отказался бы от роли".
Мюллер стал одним из любимейших киноперсонажей советской эпохи, и анекдотов о нем ходило не меньше, чем о главном советском разведчике всех времен.
Штирлиц выстрелил, пуля отскочила.
"Броневой", – понял Штирлиц.
"Тот самый Мюнхгаузен"
Герцог – курфюрст Ганновера
- "— Где мой военный мундир?
— Прошу, Ваше Высочество, прошу!
— Что-о? Мне — в этом? В однобортном? Да вы что? Не знаете, что в однобортном сейчас уже никто не воюет? Безобразие! Война у порога, а мы не готовы! Нет, мы не готовы к войне!" - "Всё решение — в талии! Как вы думаете, где мы будем делать талию? На уровне груди!".
- "— А грудь оставляем на месте?
— Нет, берём с собой!"
В двухсерийном телефильме Марка Захарова Броневой играет не главную, но важную роль – герцога, подписывающего прошению барона Мюнхгаузена о разводе. Его герой запомнился зрителям своими "афоризмами" и страстью к кройке и шитью. Кстати, в одном из эпизодов он даже строчит на машинке, что в конце XVIII века (а действие фильма происходит в этот период) физически невозможно.
Захаров пригласил его сниматься в этом фильме сразу, без проб. А потом почти десять лет спустя "переманил" Броневого к себе в "Ленком".
Захаров рассказывал, что на съемках с Броневым было легко, как ни с кем другим: "Помнится, мы снимали сцену, в которой из шкафа выводят коня, и герой Броневого, по сценарию, должен на него бодро вскочить. Думал, намучаемся с дублями. Оказалось — нет. Леонид Сергеевич вскочил настолько легко и проворно, как будто делал это каждый день".
"Покровские ворота"
Куплетист Аркадий Варламович Велюров
- "Я входил в Мосэстраду как в дом родной, а теперь я иду туда как на Голгофу… а кто не пьет? Назови! Нет, я жду! Достаточно, вы мне плюнули в душу!"
- "Заметьте: не я это предложил!"
Каждый уважающий себя "знаток советского кинематографа" хотя бы раз в жизни цитировал Аркадия Велюрова в подходящей ситуации. Броневой всегда продумывал судьбу своих персонажей. Для него важны жесты и детали, поэтому во время съемок он сочинял куплеты вместе с режиссером Михаилом Козаковым, сам подбирал мелодии к ним, продумывал вместе с Козаковым отдельные эпизоды.
Броневой в роли "служителя муз и Мосэстрады", любителя женщин и "хлопнуть по рюмашке" Велюрова не похож на других своих персонажей, невозмутимых и ироничных. Он легко выходит из себя и поддается своим страстям, но при всех своих недостатках располагает к себе, чем отчасти похож на самого актера.
"Формула любви"
Доктор
- "Голова — предмет тёмный, исследованию не подлежит".
- "От пальца не прикуривают, врать не буду. А искры из глаз летят. Вон у Загосиных мужик в прошлом году с воза упал, да лбом об оглоблю. Ну, я вам доложу, был фейерверк!"
- "Да, это от души. Замечательно. Достойно восхищения. Ложки у меня пациенты много раз глотали, не скрою. Но вот чтобы так, за обедом на десерт, и острый предмет — замечательно. За это вам наша искренняя сердечная благодарность. Ну ежели конечно, кроме железных предметов, еще и фарфор можете употребить — тогда… просто слов нет".
- "Ну, откуда у них в Италии мята? Видел я их Италию на карте – сапог сапогом и всё".
- "Организм ваш, батенька, совсем расстроен неправильным образом жизни, печень вялая, сердечко шалит, как вы с ним 2000 лет протянули – не пойму. Кончать надо с хиромантией, дружок, пальцем искрить, вилки глотать – это в нашем возрасте уже не годится. И с барышнями поаккуратней".
Следующим сравнимым по популярности персонажем Броневого стал Доктор из фильма Марка Захарова "Формула любви". Его герой – человек в возрасте, умудрённый опытом, для которого в мире нет ничего неожиданного. Ничто не может поколебать его уверенность в самом себе и своих взглядах на жизнь. Интонации Броневого в этом фильме ярки как никогда, с таким равнодушием взирать на Калиостро, поедающего хозяйское столовое серебро за обеденным столом, может только Броневой.
"Простые вещи"
Актер Владимир Журавлев
После "Небес обетованных" Эльдара Рязанова, вышедших на экраны в 1991 году, Броневой практически перестал сниматься и фильм Алексея Попогребского, вышедший в 2006 году, стал его триумфальным возвращением и почти исповедью (в этой роли многое перекликается с его собственной биографией). В фильме Броневой играет старого актера Журавлева, когда-то любимца страны, а ныне всеми покинутого и забытого старика со вздорным и капризным характером. По сюжету, его герой, страдающий от неизлечимой болезни, просит героя Пускепалиса об эвтаназии. Лента получила гран-при "Кинотавра", а Леонид Броневой награду как "Лучший актер второго плана", исполнитель главной роли Сергей Пускепалис тоже был удостоен награды фестиваля. Когда Броневой получал еще одну награду за эту – "Нику" — зал устроил ему настоящую овацию.
Об этой роли Броневой рассказывал немного. Он неохотно общается с прессой, но Дмитрию Быкову в интервью "Собеседнику" рассказал об этой роли и о том, почему согласился ее играть.
"Во-первых, это хорошо придуманная и сыгранная история о старости – о положении, в котором живут девять десятых российских стариков, и хорошо еще, если у них, как у героя этого фильма, есть что продать. А об этом не говорят – стариков ведь как бы не существует, упоминание о них портит настроение тем, у кого есть пока и работа, и семья… Во-вторых, это история об одиночестве, а у нас таких одиноких и заброшенных, причем не только стариков, и без всякой помощи – едва ли не полстраны. А в-третьих и в-главных, это история о достоинстве. Уметь надо и стареть, и переживать времена, когда тебе перестают звонить…"
Подготовила Наталья Попова