Рейтинг@Mail.ru
5 ролей "актера поневоле" Леонида Броневого - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

5 ролей "актера поневоле" Леонида Броневого

© РИА Новости | Перейти в медиабанкАктер Леонид Броневой в роли Мюллера в фильме режиссера Татьяны Лиозновой "Семнадцать мгновений весны"
Актер Леонид Броневой в роли Мюллера в фильме режиссера Татьяны Лиозновой Семнадцать мгновений весны
Читать ria.ru в
В день рождения великого актера проект Weekend вспоминает пять незабываемых киноролей Леонида Броневого, за которые его любят несколько поколений зрителей.

"Я на актерский поступил только потому, что никуда больше не брали", — Леонид Броневой не раз говорил в интервью, что стал артистом "поневоле". Его отец, работавший в киевском отделе НКВД, в 1937 году был репрессирован (по обвинению в троцкизме) и осужден на десять лет. Леонида с матерью выслали из Киева в Малмыж Кировской области и разрешили вернуться назад лишь весной 1941-го. Войну Броневой пережил в эвакуации.

"Когда меня спрашивают, какое чувство вам запомнилось больше всего в жизни, я всегда говорю – одно чувство, чувство голода — до войны, во время войны и после войны. – сказал он однажды. — Страшное чувство голода, ощущение, что желудок у тебя превратился в маленький орешек… Человек, который вечно голодный, также несчастен, как человек, который вечно переевший".

В 1950-м Леонид Броневой окончил Ташкентский театрально-художественный институт им. Островского, в 1955 году — Школу-студию МХАТ, но в Москве тогда не остался, работал в театрах Магнитогорска, Оренбурга, Грозного и Воронежа. Сам себя он считает в первую очередь театральным актером, и именно роли в театре любит больше и переживает о них сильнее.

© РИА Новости / Александр Макаров/Владимир ВяткинСпектакль по пьесе Н.Гоголя "Женитьба". 1979 год/Леонид Броневой в роли Моргана в спектакле "Мятеж неизвестных". 1964 год/Спектакль Театра им. Ленинского комсомола "Королевские игры". 1997 год
Спектакль по пьесе Н.Гоголя Женитьба. 1979 год/Леонид Броневой в роли Моргана в спектакле Мятеж неизвестных. 1964 год/Спектакль Театра им. Ленинского комсомола Королевские игры. 1997 год

Он проработал на театральных подмостках более 65 лет, но, как сам говорил несколько лет назад в эфире русской службы ВВС, эта цифра ничего не дает: "Начиная новую работу, ты все равно сидишь перед белым листом, ничего не понимаю, ничего не знаю, что надо делать. Опыт тут не помощник, и опытность тоже не помощник".

Те, кому повезло видеть Броневого на сцене – в театре на Малой Бронной, где он прослужил более 25 лет, или в "Ленкоме", где он играл с 1988 года – вспоминают об этих спектаклях, как о важных и значительных событиях своей жизни, хотя сам Леонид Броневой редко окончательно остается довольным своей работой.

"Профессия театрального актера — она ничего не оставляет после себя. Откуда я знаю, что там такого в "Ревизоре" делал Щепкин — из-за чего его ругал Гоголь? Почему Николай I так любил Каратыгина и не любил Мочалова? Я этого никогда уже не узнаю".

Одной из последних его ролей на сцене был Фирс в "Вишневом саде", поставленном Марком Захаровым. Ироничный и невозмутимый Броневой стал главным "украшением" этой постановки. "Он играет и психологически очень понятно, и с чувством и осознанием прожитых лет, так что каждая фраза наполняется содержанием, в каждой – и Чехов, и сам Броневой",  — писал о его игре критик Григорий Заславский.

© РИА Новости / Сергей Пятаков | Перейти в медиабанкЛеонид Броневой в роли Фирса во время генеральной репетиции спектакля "Вишневый сад" в театре "Ленком"
Леонид Броневой в роли Фирса во время генеральной репетиции спектакля Вишневый сад в театре Ленком

Для тех же, кому повезло меньше, утешением станут кинороли Леонида Броневого. На экране он появился впервые в 36 лет, в эпизодической роли в фильме "Товарищ Арсений", а почти девять лет спустя в 1973 году он сыграл свою первую главную роль в кино в сериале Татьяны Лиозновой "17 мгновений весны".

"17 мгновений весны"
Группенфюрер СС Генрих Мюллер

  • "Штирлиц, а вас я попрошу остаться".
  • "Ясность — это одна из форм полного тумана".
  • "Контрразведчик должен знать всегда, как никто другой, что верить в наше время нельзя никому, порой даже самому себе. Мне — можно".

"Не падайте в обморок, но мы все под колпаком у Мюллера", — говорит Штирлиц-Тихонов Шелленбергу-Табакову. Сам же шеф гестапо Мюллер появляется лишь во второй серии картины.

К этой роли у Броневого неоднозначное отношение. Первое время, когда на улице ему кричали вслед "Мюллер" и обращались исключительно по этой немецкой фамилии, Броневой переживал, что станет актером одной роли, но и сам впоследствие признавался, что сжился с этим персонажем. Потому Броневой так расстроился, когда на экраны вышла "отредактированная" и раскрашенная версия фильма:

"Я не смотрю этот фильм, он исковеркан. Может быть, молодежи нравятся яркие краски, пускай смотрят. Потом, ведь он был сделал черно-белым для того, чтобы документальные кадры слились с ним. А теперь получается – идут очень хорошие правдивые документальные кадры, идут танки, бегут солдаты, и вдруг — яркая раскрашенная сказочка. Это безобразие, даже так — это преступление".

© РИА Новости | Перейти в медиабанкЛеонид Броневой в роли Мюллера в телевизионном художественном фильме Татьяны Лиозновой "Семнадцать мгновений весны". Фрагмент фильма
Леонид Броневой в роли Мюллера в телевизионном художественном фильме Татьяны Лиозновой Семнадцать мгновений весны. Фрагмент фильма

Сначала Лиознова предложила Броневому роль Гитлера, но воспротивилась жена актера, посоветовавшая ему, в крайнем случае, соглашаться на роль Мюллера. Хотя эта роль имела прототип, Мюллер-Броневой совершенно не походил на реального главу гестапо. Тик героя, возникавший, когда Мюллер "нервничал", — результат узкого мундира – Броневому жал воротник, и из-за этого он дергал головой, но движение показалось Лиозновой естественным и подходящим персонажу.

"Я на Мюллера не похож абсолютно, — говорил позже Броневой. — И слава Богу, что они мне ни разу не показали его фотографию. Все говорили, что нет хорошей. Если б я увидел, насколько на него не похож – отказался бы от роли".

© РИА Новости | Перейти в медиабанкЛеонид Броневой в фильме Татьяны Лиозновой "Семнадцать мгновений весны". Монолог Мюллера
Леонид Броневой в фильме Татьяны Лиозновой Семнадцать мгновений весны. Монолог Мюллера

Мюллер стал одним из любимейших киноперсонажей советской эпохи, и анекдотов о нем ходило не меньше, чем о главном советском разведчике всех времен.

Штирлиц выстрелил, пуля отскочила.
"Броневой", – понял Штирлиц.

"Тот самый Мюнхгаузен"

Герцог – курфюрст Ганновера

  • "— Где мой военный мундир?
    — Прошу, Ваше Высочество, прошу!
    — Что-о? Мне — в этом? В однобортном? Да вы что? Не знаете, что в однобортном сейчас уже никто не воюет? Безобразие! Война у порога, а мы не готовы! Нет, мы не готовы к войне!"
  • "Всё решение — в талии! Как вы думаете, где мы будем делать талию? На уровне груди!".
  • "— А грудь оставляем на месте?
    — Нет, берём с собой!"

В двухсерийном телефильме Марка Захарова Броневой играет не главную, но важную роль – герцога, подписывающего прошению барона Мюнхгаузена о разводе. Его герой запомнился зрителям своими "афоризмами" и страстью к кройке и шитью. Кстати, в одном из эпизодов он даже строчит на машинке, что в конце XVIII века (а действие фильма происходит в этот период) физически невозможно.

Фрагмент фильма "Тот самый Мюнхгаузен"
Фрагмент фильма Тот самый Мюнхгаузен

Захаров пригласил его сниматься в этом фильме сразу, без проб. А потом почти десять лет спустя "переманил" Броневого к себе в "Ленком".

Захаров рассказывал, что на съемках с Броневым было легко, как ни с кем другим: "Помнится, мы снимали сцену, в которой из шкафа выводят коня, и герой Броневого, по сценарию, должен на него бодро вскочить. Думал, намучаемся с дублями. Оказалось — нет. Леонид Сергеевич вскочил настолько легко и проворно, как будто делал это каждый день".

"Покровские ворота"
Куплетист Аркадий Варламович Велюров

  • "Я входил в Мосэстраду как в дом родной, а теперь я иду туда как на Голгофу… а кто не пьет? Назови! Нет, я жду! Достаточно, вы мне плюнули в душу!"
  • "Заметьте: не я это предложил!"

Каждый уважающий себя "знаток советского кинематографа" хотя бы раз в жизни цитировал Аркадия Велюрова в подходящей ситуации. Броневой всегда продумывал судьбу своих персонажей. Для него важны жесты и детали, поэтому во время съемок он сочинял куплеты вместе с режиссером Михаилом Козаковым, сам подбирал мелодии к ним, продумывал вместе с Козаковым отдельные эпизоды.

Броневой в роли "служителя муз и Мосэстрады", любителя женщин и "хлопнуть по рюмашке" Велюрова не похож на других своих персонажей, невозмутимых и ироничных. Он легко выходит из себя и поддается своим страстям, но при всех своих недостатках располагает к себе, чем отчасти похож на самого актера.

Фрагмент фильма "Покровские ворота": Велюров и Костик
Фрагмент фильма Покровские ворота: Велюров и Костик

 

"Формула любви"
Доктор

  • "Голова — предмет тёмный, исследованию не подлежит".
  • "От пальца не прикуривают, врать не буду. А искры из глаз летят. Вон у Загосиных мужик в прошлом году с воза упал, да лбом об оглоблю. Ну, я вам доложу, был фейерверк!"
  • "Да, это от души. Замечательно. Достойно восхищения. Ложки у меня пациенты много раз глотали, не скрою. Но вот чтобы так, за обедом на десерт, и острый предмет — замечательно. За это вам наша искренняя сердечная благодарность. Ну ежели конечно, кроме железных предметов, еще и фарфор можете употребить — тогда… просто слов нет".
  • "Ну, откуда у них в Италии мята? Видел я их Италию на карте – сапог сапогом и всё".
  • "Организм ваш, батенька, совсем расстроен неправильным образом жизни, печень вялая, сердечко шалит, как вы с ним 2000 лет протянули – не пойму. Кончать надо с хиромантией, дружок, пальцем искрить, вилки глотать – это в нашем возрасте уже не годится. И с барышнями поаккуратней".

Следующим сравнимым по популярности персонажем Броневого стал Доктор из фильма Марка Захарова "Формула любви". Его герой – человек в возрасте, умудрённый опытом, для которого в мире нет ничего неожиданного. Ничто не может поколебать его уверенность в самом себе и своих взглядах на жизнь. Интонации Броневого в этом фильме ярки как никогда, с таким равнодушием взирать на Калиостро, поедающего хозяйское столовое серебро за обеденным столом, может только Броневой.

Фрагмент фильма "Формула любви": Беседа графа Калиостро с земским врачом
Фрагмент фильма Формула любви: Беседа графа Калиостро с земским врачом

 

"Простые вещи"
Актер Владимир Журавлев

После "Небес обетованных" Эльдара Рязанова, вышедших на экраны в 1991 году, Броневой практически перестал сниматься и фильм Алексея Попогребского, вышедший в 2006 году, стал его триумфальным возвращением и почти исповедью (в этой роли многое перекликается с его собственной биографией). В фильме Броневой играет старого актера Журавлева, когда-то любимца страны, а ныне всеми покинутого и забытого старика со вздорным и капризным характером. По сюжету, его герой, страдающий от неизлечимой болезни, просит героя Пускепалиса об эвтаназии. Лента получила гран-при "Кинотавра", а Леонид Броневой награду как "Лучший актер второго плана", исполнитель главной роли Сергей Пускепалис тоже был удостоен награды фестиваля. Когда Броневой получал еще одну награду за эту – "Нику" — зал устроил ему настоящую овацию.

© РИА Новости / Екатерина Чеснокова | Перейти в медиабанкОбладатель Национальной кинематографической премии "Ника" за лучшую мужскую роль второго плана Леонид Броневой (фильм "Простые вещи")
Обладатель Национальной кинематографической премии Ника за лучшую мужскую роль второго плана Леонид Броневой (фильм Простые вещи)

Об этой роли Броневой рассказывал немного. Он неохотно общается с прессой, но Дмитрию Быкову в интервью "Собеседнику" рассказал об этой роли и о том, почему согласился ее играть.

"Во-первых, это хорошо придуманная и сыгранная история о старости – о положении, в котором живут девять десятых российских стариков, и хорошо еще, если у них, как у героя этого фильма, есть что продать. А об этом не говорят – стариков ведь как бы не существует, упоминание о них портит настроение тем, у кого есть пока и работа, и семья… Во-вторых, это история об одиночестве, а у нас таких одиноких и заброшенных, причем не только стариков, и без всякой помощи – едва ли не полстраны. А в-третьих и в-главных, это история о достоинстве. Уметь надо и стареть, и переживать времена, когда тебе перестают звонить…"

Фрагмент фильма "Простые вещи": Леонид Броневой читает Тютчева
Фрагмент фильма Простые вещи: Леонид Броневой читает Тютчева

Подготовила Наталья Попова

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала