Скончался Юрий Яковлев, любимый актер нескольких поколений зрителей, обладавший природным обаянием, статностью и элегантностью, неповторимым тембром голоса. Персонажи Яковлева на экране оживают благодаря правильно выбранной интонации, взгляду, походке. Всепрощающий Мышкин, водевильный Ржевский, очаровательный Облонский, скучный Ипполит, два Ивана Васильевича — Грозный и глупый, инопланетянин Би — герои Яковлева в материале проекта Weekend.
Князь Мышкин. "Идиот" (1958)
О талантливом молодом актере Юрие Яковлеве заговорили после роли Мышкина в экранизации Ивана Пырьева первой части романа Достоевского "Идиот" ("Настасья Филипповна"). Высокий и голубоглазый Яковлев с пронзительным взглядом, мягким голосом и изящными манерами — без сомнения княжескими — создал на экране образ по-настоящему "доброго человека из Петербурга". Зрители признали "Идиота" лучшим фильмом 1958 года (по опросу журнала "Советский экран").
Своего Мышкина Пырьев впервые увидел на пробах у Григория Чухрая, который искал актера на роль Говорухи-Отрока в фильме "Сорок первый". Роль Яковлеву тогда не досталась, но Пырьев никак не мог забыть молодого актера.
"Внезапно я понял, что в моем представлении он связывается с князем Мышкиным. […] Во всем облике актера ощущалось какое-то природное благородство. Ему была свойственна простота, мягкость. Он обладал задушевным голосом. И весь он был окутан атмосферой какого-то неизъяснимого, но мгновенно привлекающего к себе обаяния", — вспоминал режиссер.
Пырьев известен своей требовательностью и порой грубостью на съемочной площадке, но с Яковлевым он вел себя очень мягко. Актер рассказывал в одном из интервью: "… за полтора года работы над фильмом "Идиот" он (Пырьев — прим. редакции) ни разу не повысил на меня голоса: для него я был Мышкиным, а на Мышкина нельзя было кричать".
Поручик Ржевский. "Гусарская баллада" (1962)
Откуда взялся поручик Ржевский? Из пьесы Александра Гладкова "Давным-давно". Но народные анекдоты о дамском угоднике, хвастуне, азартном игроке и храбром гусаре появились после музыкальной комедии Эльдара Рязанова "Гусарская баллада", где его роль сыграл Юрий Яковлев.
Творческое сотрудничество Рязанова и Яковлева началось с отказа: актер не хотел сниматься в фильме "Человек ниоткуда". Его пришлось уговаривать Пырьеву, тогда руководителю "Мосфильма", который вызвал его в свой кабинет и картинно упал перед ним на колени — отказаться было нельзя. А вот с ролью Ржевского было иначе. Яковлев не был первым кандидатом для Рязанова, который видел в главной роли Сергея Юрского.
"Помните военную галерею в Эрмитаже с портретами героев 1812 года? Какие это лица, насколько они полны отваги, мужества, какие они некрасивые и прекрасные в то же время! И Юрский, как мне казалось, очень подходит с этой точки зрения. Но Яковлев был явным фаворитом у всех остальных — он был хорош, красив, с прекрасным чувством юмора, с красивым голосом, замечательной фигурой! Всё в нем было!" — признавался режиссер.
Стива Облонский. "Анна Каренина" (1967)
"Каждый из нас понимает, живет ли он в свое время или не в свое. Я-то знаю точно, что попал не в свое. Должен был жить во второй половине XIX века. И я все время играл не тех, кого мне нужно было играть", — говорил актер в одном из интервью.
"Попасть в свое время" Яковлеву удалось, по собственному признанию, в кино лишь однажды — в экранизации толстовской "Анны Карениной" Александра Зархи. Облонский Яковлева персонаж очаровательный, полный жизни, располагающий к себе, не в последнюю очередь благодаря природному обаянию самого актера.
"Мне близок Стива. Для меня это идеальное воплощение русского характера, стопроцентно русский человек. Мне его было даже мало в картине. Я влюблен в этот образ, такой живой, полнокровный, такой настоящий…".
Иван Грозный, управдом Бунша. "Иван Васильевич меняет профессию" (1973)
"Требую продолжение банкета!" — лепечет пьяный управдом Бунша в исполнении Юрия Яковлева, выдающий себя за царя Ивана Грозного, засыпая прямо за столом. А вслед за ним эту фразу повторяют миллионы зрителей, признавших ее самой популярной цитатой советского кинематографа. Или же другую — "Царь. Очень приятно, царь".
В комедии Леонида Гайдая Яковлев великолепно создал двух совершенно разных по характеру Иванов Васильевичей — грозного царя и советского управдома. По словам Натальи Крачковской, сыгравшей в фильме жену Бунша, мастер импровизации Яковлев "перерождался просто на глазах из одного героя в другого". Хотя сам актер признавал, что поначалу было сложно играть сразу две роли:
"Царя всерьез играть было нельзя, потому что это комедия. И все же он и в этих непривычных обстоятельствах должен был оставаться Иваном Грозным. А Буншу нужно было изобразить другими красками. Это должен был быть весьма бытовой кретин с двумя извилинами. И я нашел к нему подход. Во-первых, он говорит скороговоркой. У таких людей одна мыслишка убегает вперед, и они стараются ее скорее высказать, пока она не ушла. А что, если он еще и шепелявит? Это уже смешно. Я попробовал. Получилось".
Ипполит. "Ирония судьбы, или С легким паром!" (1975)
Ипполитом из главного новогоднего фильма страны Яковлев стал случайно. Эльдар Рязанов пригласил на роль Олега Басилашвили, но он в последний момент отказался от съемок из-за смерти отца. По словам режиссера, Юрий Васильевич согласился на роль без вопросов и обид, несмотря на то, что оказался всего лишь экстренной заменой. В итоге именно по этой роли зрители в первую очередь вспоминают актера Яковлева, хотя сам он считает Ипполита своей самой незначительной работой в кино: "Мое отношение к Ипполиту — это из области тщеславия. Когда картина прошла на Новый год, мне просто нельзя было дойти от дома до театра. Это, конечно, было приятно, чего там говорить. Но дело в том, что у меня есть гораздо более интересные и глубокие роли, мимо которых просто проходят".
Даже обыкновенный, скучный советский Ипполит в исполнении Яковлева получился симпатичным. Кинокритик Юрий Ханютин писал в журнале "Советский экран": "Юрий Яковлев — артист, который может играть святых, подлецов, интеллектуалов (он все может!) и снова доказал это ролью Ипполита, сыграв блистательную посредственность, великую заурядность, забавнейшую скучность, яркую серость".
Кстати, знаменитые фразы "Какая гадость, эта ваша заливная рыба!" и "О, тепленькая пошла" — импровизации Юрия Яковлева.
Инопланетянин Би. "Кин-дза-дза!" (1986)
Культовая сегодня антиутопия Георгия Данелии в 1986 году была многими не понята и даже получила немало нелестных отзывов. Непонятной была картина даже для актеров. По словам Яковлева, он согласился на роль инопланетянина только потому, что очень хотел сниматься у Даниелии, и "просто доверился — его авторитету, его таланту".
""Кин-дза-дза" — это и не комедия, и не трагикомедия, и не фантастика в чистом виде. А все вместе. Роль, конечно, у меня была совершенно необычная. <…> Сценарий к тому же все время переписывался. Мы приезжали со съемки, Данелия и Габриадзе запирались в номере и за ночь переписывали текст. И порой он оказывался совершенно противоположный тому, который мы уже выучили…", — вспоминает Яковлев.
После выхода фильма и неоднозначной реакции зрителей Яковлев, по собственному признанию, "опять-таки в ней ничего не понял" и был разочарован и в режиссере, и в себе. Но время все расставило по своим местам, а слово "Ку!", с помощью которого общались жители планеты Плюк, вошло в обиход не только актеров фильма, но миллионов зрителей по всему миру.
Подготовила Валерия Павлова