Наталия Григорьева
Фильм голландского режиссера Алекса ван Вармердама "Возмутитель спокойствия" (в оригинале – "Боргман") летом можно было увидеть на ММКФ, куда он прибыл прямиком из Канна – 60-летний режиссер, автор "Северян" и "Последних дней Эммы Бланк", дебютировал на французском кинофестивале с мистическим и сатирическим триллером-притчей. Несмотря на то, что призов картине, наконец выходящей в российский прокат, не досталось, история о загадочных существах, разрушающих жизнь добропорядочных буржуа, заслуживает внимания.


Фильм ванн Вармердама и хоррор о вторжении в дом злонамеренных незнакомцев, и семейная драма, и философская притча, и сатира на возмутительно мирную жизнь сытых буржуа – все это и немного больше. Зритель так и не узнает ни истинных намерений банды Боргмана, ни даже методов, которыми они пользуются, хотя очевидно, что дело не только в психологическом давлении – эти люди то ли вырезают, то ли вшивают нечто в тела своих жертв, оставляя тоненький шрам. Неясность природы этого зла порождает ощущение еще большего ужаса, кошмара, от которого не сбежать, не проснуться. Особняк, в котором обитают герои, окружен мистическим лесом, будто из сказок братьев Гримм, населенном существами, которые в любой момент могут постучаться в дверь — этакая апокалиптическая сказка о закате Европы в намеренно театральных декорациях и выверенных мизансценах. Дом перестает быть крепостью, а на первый взгляд нерушимые семейные связи оборачиваются колоссом на глиняных ногах – супруги, в начале фильма признающиеся в любви, к финалу готовы вцепиться друг другу в глотки. И вот уже захватчики и их методы вызывают больше симпатии, и даже смех и улыбку. Чего стоит страшная, но одновременно комичная сцена, в которой злодеи сбрасывают тело настоящего садовника в реку, предварительно окунув головой в ведро с цементом – чтоб не всплыл.