Вчера, в субботу, 18 мая, стало известно о смерти режиссера Алексея Балабанова. Он умер дома, на руках у родных – упал в обморок и больше не пришел в сознание. Режиссер был тяжело болен и свой последний фильм "Я тоже хочу" сам называл прощанием. И тем не менее не хотел останавливаться, продолжал работать. К съемкам планируемого им фильма о Сталине Балабанов пригласил Эмира Кустурицу, надеясь, что сербский режиссер сможет при необходимости закончить работу над картиной. Сейчас, по словам друга и соавтора режиссера, продюсера Сергея Сельянова, фильм, скорее всего, так и останется незавершенным. Алексей Балабанов снял около двадцати картин (включая короткометражные), и ни одна из них не была принята публикой и критиками однозначно. Проект Weekend РИА Новости выбрал пять работ режиссера, которые стоит пересмотреть и о которых стоит поспорить.
Посмотрите фотоленту "Алексей Балабанов: режиссер, не любивший свои фильмы" >>
"Счастливые дни" (1991)
Дебютом Балабанова стала лента "Счастливые дни" по роману Сэмюэла Беккета, снятая под руководством Алексея Германа. Эта сюрреалистическая, абсурдная картина обратила на себя в первую очередь внимание критиков, называвших "Счастливые дни" событием кинематографа начала 90-х. Герой фильма - человек без имени и места жительства. Единственное, чем он владеет, - немного денег, калоши и шляпа, которую он никогда не снимает. Этот фильм стал, можно сказать, первой большой совместной работой Балабанова и Виктора Сухорукова. Актер позже появлялся практически во всех фильмах режиссера, а картинам других придавал "балабановский дух".
Сухоруков рассказывал, как на съемках Балабанов заставил его надеть ботинки на полразмера меньше: "Мы снимали зимой на кладбище, я ноги себе отморозил. Говорю ему: "У меня ноги мерзнут..." А он: "Ничего-ничего, потерпи..." Потом оказалось, что это все специально. Ему нужно было, чтобы мои мучения через глаза передавались".
Пожалуй, лучше всех зная каково это работать с Балабановым, актер так описывал его характер в материале журнала "Сеанс": "Он сложнейшая формула природы: гремучая смесь детскости с цинизмом, упрямства и наивности, беспокойства и равнодушия. <…> Служение кинематографу награждает его одиночеством, затворничеством, нелюдимостью, эмоциональной скудостью и заметным невниманием к людям вокруг. Эгоист. Улыбка - редкость. Слез я не видел никогда. Редко жалуется на судьбу, но и радуется не часто, и успехами своими не делится даже с теми, кто к ним причастен".
Следующим фильмом режиссера стала экранизация романа Франца Кафки "Замок". Снятая все в том же сюрреалистически-абсурдном духе лента интересна, прежде всего, режиссерской версией окончания истории (роман не был завершен). Критика приняла эту картину в штыки, что, возможно, сильно задело режиссера, хотя сам он никогда в этом не признавался. В одном из интервью на вопрос, не хотел бы он снять что-то в духе "Замка" или "Счастливых дней", Балабанов отвечал: "Нет, конечно. Нужно, чтобы фильм смотрели, а маргинальное кино умерло давно". Его следующие фильмы смотрела и пересматривала вся страна.
"Брат"/ "Брат 2" (1997/2000)
"Брат" (и его продолжение) - без сомнения главный фильм "лихих 90-х" и главный из фильмов Балабанова. Именно эту ленту еще долго будут вспоминать первой при упоминании имени режиссера. Этот фильм сделал Балабанова знаменитым среди широкой публики, на тот момент в кинокругах его воспринимали, скорее как артхаусного режиссера.
Балабанов говорил, что первый фильм снимали как любительское кино, почти без бюджета: "Денег не было снимать интеллектуальные фильмы. <…> В то время уже была очень популярна бульварная литература. Я прочел "Антикиллер" Корецкого и решил снять фильм про бандитов - модно было".
Народный успех "Брата" с одной стороны открыл для режиссера многие двери, с другой, как часто бывает, стал ярлыком, от него стали ждать похожих работ. По словам Балабанова, это был фильм о человеке, прошедшем войну и ставшем на этой войне другим. Позже режиссер еще раз возвращался к теме чеченской кампании в ленте 2002 года "Война".
"Брат" Данила Багров - улыбчивый парень в грубом свитере, который точно знает "в чем правда", и вершит справедливость, потому что больше некому, в одночасье стал для зрителей своим. Это заслуга и режиссера, и исполнителя главной роли Сергея Бодрова-младшего. Балабанов не раз признавался, что без Бодрова фильм и герой получился бы другим, неприятным, отталкивающим.
Посмотрите фотоленту "Сергей Бодров-младший - идеальный киногерой эпохи 90-х" >>
"Эту историю я писал специально под Сережу Бодрова - к тому времени я уже видел "Кавказского пленника", где он сыграл одну из главных ролей, немного представлял, какой Сережа в жизни. Какой он? Обаятельный. И совсем не актер. <…> Он просто органично существует в пространстве".
"Про уродов и людей" (1998)
"У каждого режиссера есть только один хороший фильм. Мне "Про уродов и людей" нравится", - сказал однажды Алексей Балабанов, не раз уверявший, что собственные работы в кино не любит.
Лучший фильм года, по мнению российской киноакадемии, кроме того, премию "Ника" Балабанов получил и в номинации "Лучший режиссер". В этой стилизованной черно-белой драме режиссер показывает крайности человеческого уродства, физического и морального, которое, конечно, еще ужаснее. Конец XIX–начало XX века, главный герой - фотограф Иоганн, владелец студии, в подвальном помещении которой снимают порнографическое фото. В первоначальном варианте фильм назывался "Ехать никак нельзя", потом "Уроды и люди", а для Балабанова он стал логическим продолжением короткометражки "Трофимъ" о крестьянине, убившем собственного брата. Главные роли в обеих лентах сыграл Сергей Маковецкий.
Маковецкий рассказывал журналу "Сеанс" о работе над ролью Иоганна: "Я сценарии прочитал и говорю ему (Балабанову – прим.ред.): "Трофимъ" - да, а про второй сценарий я ничего не понимаю..." <…> Балабанов ответил: "Ну, ладно, потом поговорим..." Поговорили — и я стал понимать еще меньше. <…> Он вообще ничего никому не объясняет. Жалеет слова, говорит какими-то жестами, междометиями… И нужно догадываться, что он всем этим имеет в виду".
После выхода ленты Балабанов говорил в интервью "Коммерсанту": "Герой Сергея Маковецкого не есть воплощение зла. Он делает свое дело с увлечением и растлевает, не осознавая этого. В результате он сам оказывается жертвой".
"Груз 200" (2007)
"Одиннадцатый фильм Алексея Балабанова", как гласит его слоган, был впервые показан на фестивале "Кинотавр", где буквально расколол российское киносообщество. Критики назвали его "самым ярким" фильмом фестиваля, жюри же просто проигнорировало. Публика тоже реагировала неоднозначно, что неудивительно, показанная в фильме история вряд ли может вызвать какие-то чувства, кроме отвращения. Тем не менее, обвинять режиссера в надуманности сюжета и намеренной "чернухе" сложно, настолько правдоподобно показаны события.
Балабанов рассказывал об этом фильме во многих интервью, например, в разговоре с Time Out:"…Это же очень спорная с точки зрения нравственности картина. <…> Да, это все на самом деле было. А очень многие детали я почерпнул из личного опыта. 1984-й год для меня лично был временем расцвета. Я был молодым, только из армии пришел. Но именно тогда я и мое поколение в целом почувствовали, что все скоро рухнет. Вот этот момент я и хотел передать на экране - момент распада страны, духовного распада конкретных людей, таких вот, как главный герой, этот милиционер. Получилось жестко, но и время было таким".
"Я тоже хочу" (2012)
Последний фильм режиссера, снятый им по собственному же сценарию. Музыкант, бандит, приятель бандита со стариком отцом и проститутка едут по России в поисках Колокольни Счастья, которая есть где-то под Питером. Но Колокольня принимает не всех. Оказавшись на месте герои видят сотни трупов так и не добравшихся до счастья людей и "режиссера, члена европейской академии"…
Эту ленту Балабанов снимал уже будучи тяжело больным, и впервые за 20 лет (после короткометражки "Трофим") сам сыграл в своем фильме – того самого режиссера, которого не принимает Колокольня Счастья. В интервью РИА Новости в прошлом году Балабанов так объяснял этот поворот сюжета:
"За фильмы, которые он снимал. Я убил в фильмах слишком много людей. У меня нет ни единой картины без убийств. Это не очень-то помогает достичь счастья. Я действительно не очень счастлив, хотя мне повезло - у меня семья, жена и двое детей, и огромная квартира с домашним кинотеатром…"
***
Фильмы режиссера всегда вызывали противоречивые оценки, кто-то хвалил его за то, что он чувствовал время, кто-то, напротив, ругал за чрезмерное насилие и "чернуху". Но вот равнодушным его работы не оставляли никого. В одном из интервью Балабанов как-то сказал:
"Я не знаю, хороший я человек или плохой. Не мне судить. Умру – узнаю".
Подготовила Наталья Попова