85-летний юбилей отмечает сегодня актер Юрий Яковлев. Коллеги говорят о Юрии Васильевиче, он — это природное обаяние, статность и элегантность — "порода", но главное — это голос. Помните приятный тембр рассказчика в картине "Берегись автомобиля", без которого невозможно представить сам фильм: "Зритель любит детективные фильмы. Приятно смотреть картину, заранее зная, чем она кончится" или "Детектив без погони — это как жизнь без любви". Его персонажи оживают благодаря правильно выбранной интонации, взгляду, походке. Все это актер находит, по собственному признанию, интуитивно. Всепрощающий Мышкин, водевильный Ржевский, очаровательный Облонский, скучный Ипполит, два Ивана Васильевича — Грозный и глупый, инопланетянин Би — герои Яковлева в материале проекта Weekend РИА Новости.
Посмотрите фотоленту Актер без амплуа Юрий Яковлев >>
Князь Мышкин. "Идиот" (1958)
О талантливом молодом актере Юрие Яковлеве заговорили после роли Мышкина в экранизации Ивана Пырьева первой части романа Достоевского "Идиот" ("Настасья Филипповна"). Высокий и голубоглазый Яковлев с пронзительным взглядом, мягким голосом и изящными манерами — без сомнения княжескими — создал на экране образ по-настоящему "доброго человека из Петербурга". Зрители признали "Идиота" лучшим фильмом 1958 года (по опросу журнала "Советский экран").
Своего Мышкина Пырьев впервые увидел на пробах у Григория Чухрая, который искал актера на роль Говорухи-Отрока в фильме "Сорок первы". Роль Яковлеву тогда не досталась, но Пырьев никак не мог забыть молодого актера.
Юрий Яковлев в роли князя Мышкина на съемках кинофильма "Идиот"
"Внезапно я понял, что в моем представлении он связывается с князем Мышкиным. […] Во всем облике актера ощущалось какое-то природное благородство. Ему была свойственна простота, мягкость. Он обладал задушевным голосом. И весь он был окутан атмосферой какого-то неизъяснимого, но мгновенно привлекающего к себе обаяния", — вспоминал режиссер.
Пырьев известен своей требовательностью и порой грубостью на съемочной площадке, но с Яковлевым он вел себя очень мягко. Актер рассказывал в одном из интервью: "… за полтора года работы над фильмом "Идиот" он (Пырьев — прим. редакции) ни разу не повысил на меня голоса: для него я был Мышкиным, а на Мышкина нельзя было кричать".
Поручик Ржевский. "Гусарская баллада" (1962)
Откуда взялся поручик Ржевский? Из пьесы Александра Гладкова "Давным-давно". Но народные анекдоты о дамском угоднике, хвастуне, азартном игроке и храбром гусаре появились после музыкальной комедии Эльдара Рязанова "Гусарская баллада", где его роль сыграл Юрий Яковлев.
Творческое сотрудничество Рязанова и Яковлева началось с отказа: актер не хотел сниматься в фильме "Человек ниоткуда". Его пришлось уговаривать Пырьеву, тогда руководителю "Мосфильма", который вызвал его в свой кабинет и картинно упал перед ним на колени — отказаться было нельзя. А вот с ролью Ржевского было иначе. Яковлев не был первым кандидатом для Рязанова, который видел в главной роли Сергея Юрского.
Кадр из фильма "Гусарская баллада" (1962)
"Помните военную галерею в Эрмитаже с портретами героев 1812 года? Какие это лица, насколько они полны отваги, мужества, какие они некрасивые и прекрасные в то же время! И Юрский, как мне казалось, очень подходит с этой точки зрения. Но Яковлев был явным фаворитом у всех остальных — он был хорош, красив, с прекрасным чувством юмора, с красивым голосом, замечательной фигурой! Всё в нем было!" — признавался режиссер.
Стива Облонский. "Анна Каренина" (1967)
"Каждый из нас понимает, живет ли он в свое время или не в свое. Я-то знаю точно, что попал не в свое. Должен был жить во второй половине XIX века. И я все время играл не тех, кого мне нужно было играть", — говорил актер в одном из интервью.
"Попасть в свое время" Яковлеву удалось, по собственному признанию, в кино лишь однажды — в экранизации толстовской "Анны Карениной" Александра Зархи. Облонский Яковлева персонаж очаровательный, полный жизни, располагающий к себе, не в последнюю очередь благодаря природному обаянию самого актера.
"Мне близок Стива. Для меня это идеальное воплощение русского характера, стопроцентно русский человек. Мне его было даже мало в картине. Я влюблен в этот образ, такой живой, полнокровный, такой настоящий…".
Иван Грозный, управдом Бунша. "Иван Васильевич меняет профессию" (1973)
"Требую продолжение банкета!" — лепечет пьяный управдом Бунша в исполнении Юрия Яковлева, выдающий себя за царя Ивана Грозного, засыпая прямо за столом. А вслед за ним эту фразу повторяют миллионы зрителей, признавших ее самой популярной цитатой советского кинематографа. Или же другую — "Царь. Очень приятно, царь".
Юрий Яковлев в роли управдома на съемках фильма "Иван Васильевич меняет профессию"
В комедии Леонида Гайдая Яковлев великолепно создал двух совершенно разных по характеру Иванов Васильевичей — грозного царя и советского управдома. По словам Натальи Крачковской, сыгравшей в фильме жену Бунша, мастер импровизации Яковлев "перерождался просто на глазах из одного героя в другого". Хотя сам актер признавал, что поначалу было сложно играть сразу две роли:
"Царя всерьез играть было нельзя, потому что это комедия. И все же он и в этих непривычных обстоятельствах должен был оставаться Иваном Грозным. А Буншу нужно было изобразить другими красками. Это должен был быть весьма бытовой кретин с двумя извилинами. И я нашел к нему подход. Во-первых, он говорит скороговоркой. У таких людей одна мыслишка убегает вперед, и они стараются ее скорее высказать, пока она не ушла. А что, если он еще и шепелявит? Это уже смешно. Я попробовал. Получилось".
Ипполит. "Ирония судьбы, или С легким паром!" (1975)
Ипполитом из главного новогоднего фильма страны Яковлев стал случайно. Эльдар Рязанов пригласил на роль Олега Басилашвили, но он в последний момент отказался от съемок из-за смерти отца. По словам режиссера, Юрий Васильевич согласился на роль без вопросов и обид, несмотря на то, что оказался всего лишь экстренной заменой. В итоге именно по этой роли зрители в первую очередь вспоминают актера Яковлева, хотя сам он считает Ипполита своей самой незначительной работой в кино: "Мое отношение к Ипполиту — это из области тщеславия. Когда картина прошла на Новый год, мне просто нельзя было дойти от дома до театра. Это, конечно, было приятно, чего там говорить. Но дело в том, что у меня есть гораздо более интересные и глубокие роли, мимо которых просто проходят".
Даже обыкновенный, скучный советский Ипполит в исполнении Яковлева получился симпатичным. Кинокритик Юрий Ханютин писал в журнале "Советский экран": "Юрий Яковлев — артист, который может играть святых, подлецов, интеллектуалов (он все может!) и снова доказал это ролью Ипполита, сыграв блистательную посредственность, великую заурядность, забавнейшую скучность, яркую серость".
Кстати, знаменитые фразы "Какая гадость, эта ваша заливная рыба!" и "О, тепленькая пошла" — импровизации Юрия Яковлева.
Инопланетянин Би. "Кин-дза-дза!" (1986)
Культовая сегодня антиутопия Георгия Данелии в 1986 году была многими не понята и даже получила немало нелестных отзывов. Непонятной была картина даже для актеров. По словам Яковлева, он согласился на роль инопланетянина только потому, что очень хотел сниматься у Даниелии, и "просто доверился — его авторитету, его таланту".
Кадр из фильма "Кин-дза-дза!"
""Кин-дза-дза" — это и не комедия, и не трагикомедия, и не фантастика в чистом виде. А все вместе. Роль, конечно, у меня была совершенно необычная. <…> Сценарий к тому же все время переписывался. Мы приезжали со съемки, Данелия и Габриадзе запирались в номере и за ночь переписывали текст. И порой он оказывался совершенно противоположный тому, который мы уже выучили…", — вспоминает Яковлев.
После выхода фильма и неоднозначной реакции зрителей Яковлев, по собственному признанию, "опять-таки в ней ничего не понял" и был разочарован и в режиссере, и в себе. Но время все расставило по своим местам, а слово "Ку!", с помощью которого общались жители планеты Плюк, вошло в обиход не только актеров фильма, но миллионов зрителей по всему миру.
Подготовила Валерия Павлова