Рейтинг@Mail.ru
Что наделал Брэм Стокер, или Эволюция киновампиров - РИА Новости, 19.04.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Что наделал Брэм Стокер, или Эволюция киновампиров

© Фото : Hammer StudiosКристофер Ли в фильме "Дракула поднимается из могилы", 1968 год.
Кристофер Ли в фильме Дракула поднимается из могилы, 1968 год.
Читать ria.ru в
Дзен
20 апреля исполняется 100 лет со дня смерти ирландского писателя Брэма Стокера – автора готического романа "Дракула". Именно в этом произведении, увидевшем свет в 1897 году, впервые появился тот образ вампира, который в литературе и кино принято считать эталонным. За всю историю кино было снято бесчисленное количество фильмов, сериалов и мультфильмов о вампирах, и в течение XX века представление об этих существах претерпело значительные изменения в культуре и визуальном искусстве. РИА Новости попыталось проследить эволюцию киновампиров на примере нескольких фильмов.

Подготовила Наталия Григорьева

20 апреля исполняется 100 лет со дня смерти ирландского писателя Брэма Стокера – автора готического романа "Дракула". Именно в этом произведении, увидевшем свет в 1897 году, впервые появился тот образ вампира, который в литературе и кино принято считать эталонным. Главный герой – трансильванский граф Дракула, прототипом которого послужил живший в XV веке румынский правитель Влад Цепеш, известный своим пристрастием  сажать  врагов на кол. Переработав народные предания, Стокер наделил своего Дракулу сверхъестественными способностями, вроде умения превращаться в летучую мышь и передвигаться по стенам и потолку, а также необходимостью питаться человеческой кровью.

Самой известной экранизацией романа стал фильм Фрэнсиса Форда Копполы "Дракула Брэма Стокера" (1992) с Гэри Олдманом в главной роли. Картина завоевала три "Оскара", в том числе за лучшие костюмы и грим, а созданный актером образ вампира – богатого, элегантного джентльмена, пьющего кровь и превращающего людей в вампиров с помощью укуса - по сей день остается одним из самых узнаваемых. Другими отличительными чертами персонажа являются страх перед солнечным светом и серебряным оружием, а также необходимость "отдыхать" в ящике с землей, напоминающем гроб.

The New York Times: Дракула в исполнении Олдмана имеет разные  формы  и воплощения. Первый раз он предстает в виде бледного старика, а в следующий момент -  в образе молодого демона, поздней ночью соблазняющего девушку из высшего общества посреди восхитительного викторианского парка. Он и дьявол, и волк, и ящерица, и туман. 

За всю историю кино было снято бесчисленное количество фильмов, сериалов и мультфильмов о вампирах, и в течение XX века представление об этих существах претерпело значительные изменения в культуре и визуальном искусстве. РИА Новости попыталось проследить эволюцию киновампиров на примере нескольких фильмов.

Вспомнить, как все начиналось

Истории об упырях и прочей нечисти появились на экранах почти сразу после изобретения кинематографа, но экранные вампиры начала XX века сильно отличаются от нынешних кровопийц и скорее соотносятся с восточноевропейскими фольклорными преданиями, в которых вампиры представлены как отвратительные и наводящие ужас одним своим видом ходячие мертвецы. Самым известным примером является, безусловно, фильм "Носферату: Симфония ужаса" (1922) Фридриха Мурнау. Несмотря на то, что картина является вольной интерпретацией романа Стокера, Дракула (здесь граф Орлок) в исполнении Макса Шрека выглядит существом, совершенно не похожим на человека, - длинные когти, лысый череп, два передних заостренных зуба и неестественно вытянутое тело. Ко всему прочему, он не только пьет кровь своих жертв, но и убивает их. Однако, также как и Дракула Стокера, граф Орлок у Мурнау не выносит дневного света, отчего и погибает.

В течение последующего десятилетия происходила постепенная трансформация вампира, который становился все менее пугающим. В 1927 году увидел свет первый американский фильм о вампирах – немая черно-белая лента Тода Броунинга, получившая название "Лондон после полуночи". Роль упыря, профессора Эдварда Берка, сыграл Лон Чейни. Несмотря на обильный грим и неестественное выражение лица, вампир в этом фильме меняет место обитания с темного подвала на заброшенный особняк, носит цилиндр и костюм. Здесь же впервые появляется намек на связь вампира с летучей мышью – рукава плаща Эдварда Берка напоминают перепончатые крылья.

Настоящий перелом в "вампирском" кино произошел с подачи все того же Тода Броунинга, который спустя 4 года, в 1931 году, снял фильм "Дракула" - также экранизацию романа Стокера. Главную роль исполнил румынский актер Бела Лугоши, который и по сей день остается самым известным кинематографическим вампиром XX века. Именно в этом фильме Дракула впервые избавляется от сложного грима, который автоматически указывал на его зловещие намерения. Также за все время действия зритель ни разу не видит не только укусов Дракулы, но даже его клыков. Таким образом, вампир выделяется только старомодным одеянием и неестественной бледностью лица, которая, к слову, так и останется неизменной визитной карточкой киновампиров. Помимо эталонного образа кровопийцы, фильм стал причиной появления различных клише: так Бела Лугоши носит черный атласный плащ и часто укутывается в него, оставляя на виду только глаза. Отсюда же берут свое начало классическая поза "вампира на охоте": угрожающе согнутые кисти рук, занесенные над телом жертвы.

Прекрасный пол

Отдельное место в истории кино о вурдалаках занимают фильмы о женщинах-вампирах. Начало этому поджанру положил фильм "Дочь Дракулы" 1936 года, ставший своеобразным сиквелом картины с Белой Лугоши в главной роли. Как можно догадаться уже из названия, главной героиней становится дочь кровожадного графа, которая продолжает дело отца после его смерти. Роль наследницы, Марии Залески, в картине исполнила Глория Холден.

The New York Times: Мисс Дракула одновременно красива и смертельно опасна. Она не унаследовала клыков покойного графа, но выглядит не менее эффектно в черном плаще и всегда оставляет на горле своих обескровленных жертв следы от укуса - две точки чуть выше яремной вены.

Новая волна интереса к женским образам в фильмах о вампирах поднялась в 70-е годы, в период активной деятельности студии Hammer, специализировавшейся на фильмах ужасов – в основном ремейках классических сюжетов о Франкенштейне, Дракуле и Мумии. Именно здесь родилась трилогия "Карнштайн", сюжет которой основан на повести Шеридана Ле Фаню "Кармилла" - истории об охоте вампирши на молодую женщину. Благодаря трем фильмам этого цикла – "Любовницы-вампирши" (1970), "Страсть к вампиру" (1971) и "Близнецы зла" (1972) – в кинематографе появился своеобразный штамп, заключавшийся в демонстрации взаимного притяжения между положительной героиней и ее антагонистом - красивой и сексуальной любительницы человеческой крови. В подобных фильмах наиболее полно и ярко был воплощен мотив привлекательности вампира, перед которой человек не в силах устоять. Однако заслуги этой трилогии, по мнению критиков, довольно сомнительны из-за низкого качества самих фильмов.

Variety: В качестве антигероини выступает вампирша с лесбийскими наклонностями  в исполнении Ингрид Питт ("Любовницы—вампирши" - прим. ред). Она предпочитает впиваться клыками в шею юной девушки, хотя при необходимости не отказывается отвлечь от работы местного доктора или слугу.

Трансформация Дракулы

Визитной карточкой упомянутой выше студии Hammer стали фильмы о Дракуле – с 1958 по 1974 годы на экраны вышли 9 фильмов о вампирах, главную роль в семи из которых исполнил Кристофер Ли, а его извечного противника Ван Хельсинга сыграл Питер Кушинг. В отличие от образа Дракулы как утонченного аристократа, воплощенного Белой  Лугоши, вампир Кристофера Ли, хоть и выглядит как обычный человек, кровожадностью и повадками хищника скорее напоминает графа Орлока из "Носферату". Помимо традиционных клыков и плаща, в фильмах этого цикла появляются новые детали: Дракула, к примеру, боится не только света, но также крестов и осинового кола. Лучи Солнца в сочетании с распятием могут превратить героя Кристофера Ли в пыль – именно это оружие и использует Ван Хельсинг.

Time Out London: Дракула Кристофера Ли – опасное существо со сложным характером, которое никогда не позволяет клыкам или плащу выходить на первый план.

Вампиры как модный тренд

Угасший к концу XX века интерес к вампирской тематике вспыхнул с новой силой в 2000-е годы. Художественные романы, телевизионные сериалы и полнометражное кино "захватили" кровопийцы новой формации – красивые, молодые и поглощенные любовными отношениями больше, чем высасыванием крови. Вампиры не только становятся полноценными членами общества, но превращаются из хищников и убийц в привлекательных и порой даже дружелюбных персонажей.

В XXI веке, впервые в истории жанра, вампиры становятся героями телевизионных сериалов. Почти одновременно на экраны выходят два шоу, ставших невероятно популярными – "Настоящая кровь" канала HBO по романам американской писательницы Шарлин Харрис и "Дневники вампира" на канале CW по произведениям Лизы Джейн Смит. Примечательно, что в обоих случаях в центре сюжета оказывается любовный треугольник, состоящий из живой девушки и двух фактически мертвых и питающихся кровью молодых людей. Главные роли в "Настоящей крови" исполняют Анна Пакуин, Стивен Мойер и Александр Скарсгард, а в "Дневниках вампира" - Нина Добрев, Пол Уэсли и Йен Сомерхолдер. Вампиры в обоих случаях хоть и обладают всеми традиционными качествами представителей своего вида – бессмертием, клыками, неестественной бледностью и боязнью серебра, крестов и остро заточенных деревянных палок – обретают с легкой руки создателей доселе невиданные способности. К примеру, в "Дневниках вампира" светобоязнь выборочна, потому что специальные кольца позволяют вампирам беспрепятственно разгуливать средь бела дня. А во вселенной второго сериала существует искусственный заменитель человеческой крови, который позволяет вурдалакам полностью отказаться от членовредительства.

Что касается художественных фильмов, то в новом тысячелетии на смену графу Дракуле пришел Эдвард Каллен – главный герой вампирской саги "Сумерки", снятой по романам Стефани Майер. На данный момент на экраны вышли уже четыре фильма эпопеи, а на конец 2012 года намечена премьера пятой, заключительной, части. Культовый статус в глазах подростковой аудитории "Сумерки" приобрели в немалой степени благодаря исполнителю главной роли – британцу Роберту Паттинсону, воплотившему образ Эдварда. Отличительной чертой этого вампира, помимо юношеского обаяния, голубых глаз и взъерошенных волос,  является не просто отсутствие страха перед дневным светом, а необычное действие, которое солнечные лучи оказывают на кровопийц сумеречного мира. Вместо того, чтобы превратиться в горстку пепла, что исправно делал Дракула Кристофера Ли, Эдвар Каллен и его сородичи начинают в прямом смысле светиться. Какая школьница устоит перед таким приемом? 

Центральной сюжетной линией здесь, как и в вышеупомянутых сериалах,  является любовный треугольник, однако с некоторыми модификациями. Вместо соперника-вампира, Эдварду приходит сражаться за сердце прекрасной дамы Беллы (Кристен Стюарт) с настоящим врагом – оборотнем Джейкобом (Тейлор Лотнер). Однако писательница Стефани Майер, а вслед за ней и создатели экранизации, пошли еще дальше, превзойдя самые смелые ожидания поклонников жанра. В четвертом фильме Белла наконец-то созрела до серьезных отношений и позволила Эдварду превратить ее в вампира, чтобы жить вместе долго, счастливо и вечно. Впрочем, какая же семья без потомства, ведь и вампирам в наше время ничто человеческое не чуждо. Последний на данный момент фильм саги "Сумерки" заканчивается рождением дочери Эдварда и беллы. Брэму Стокеру и не снилось!

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала