Рейтинг@Mail.ru
Абсурд и бунт Альбера Камю - РИА Новости, 07.11.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Абсурд и бунт Альбера Камю

Читать ria.ru в
Сегодня,7 ноября исполняется 100 лет со дня рождения писателя, лауреата Нобелевской премии Альбера Камю. О том, с чего лучше начать знакомство с творчеством писателя — в материале проекта Weekend.

Наталия Григорьева

100 лет исполняется со дня рождения Альбера Камю — французского писателя, драматурга, лауреата Нобелевской премии. Наряду с Сартром и Хайдеггером, он стал одной из ключевых фигур экзистенциализма — скорее литературного, нежели философского течения XX века. Камю — автор нескольких повестей, пьес, романов и эссе. О том, с чего лучше начать знакомство с творчеством писателя и на что обратить внимание — в материале проекта Weekend.

Альбер Камю родился в Алжире, где закончил философский факультет, увлекся творчеством Достоевского и Ницше и даже исполнил роль Ивана Карамазова на сцене созданного им самим в 1936 году "Театра труда" (позднее — "Театра команды"). В Алжире писатель прожил до 1940 года, за это время успев побывать главным редактором нескольких оппозиционных газет и директором дома культуры. Тогда из-под пера Камю выходили в основном эссе и статьи, а свои главные произведения он создал после переезда в Париж.

Посторонний

Самая известная работа Камю — "Посторонний" — впервые была издана в 1942 году. Эта повесть считается, наряду с "Тошнотой" Сартра, квинтэссенцией экзистенциализма в литературе и своего рода манифестом самого Камю, где появляется характерный герой-носитель авторской философской идеи, человек, плывущий по течению жизни, равнодушный к ее изменчивости, эмоционально отрешенный и оттого свободный. Действие "Постороннего", как и многих произведений писателя, происходит в Алжире. Мерсо — 30-летний француз — хоронит мать, заводит любовницу, убивает человека и покорно принимает наказание в виде смертной казни. Жизнь все равно не переменишь, она оказывается лишь цепочкой фатальных событий, неизбежно ведущих к смерти, а потому, какая разница, когда умирать. Даже после оглашения приговора, в тот момент, когда Мерсо оказывается в экзистенциальной ситуации между и жизнью и смертью, на смену мелькнувшей мысли о том, как изменить ход событий, приходит смирение перед неизбежностью. Тотальное безразличие и по сути механическое существование, противопоставленное течению жизни вокруг, где люди любят, страдают, борются, и делает героя "посторонним" — за это, а не за убийство, он и умирает, ведь главным аргументом обвинения становится тот факт, что Мерсо не плакал на похоронах матери. Он не отрицает вины, не выступает в свою защиту — правда есть правда, и в этом высшая свобода.

© Casbah Film/Dino de Laurentiis Cinematografica/Marianne Productions S.A./Raster Film (1967)Кадр из фильма "Посторонний"
Кадр из фильма Посторонний

В 1967 году на экраны вышел фильм "Посторонний", снятый Лукино Висконти — по большому счету единственная удачная экранизация произведения Камю. Главную роль исполнил Марчелло Мастроянни, а сама картина состоит из нескольких обрывочных эпизодов, благодаря чему и возникает переданное писателем ощущение бессмысленности, абсурдности происходящего. Висконти использует для этой же цели и повествовательную манеру автора — происходящее на экране чаще всего комментирует голос за кадром. Мастроянни играет безразличного ко всему героя — мы видим, что его существование состоит из самых элементарных, примитивных действий. Таково же и его отношение к смерти, которая является еще одной данностью, к которой, как и ко всему, нужно приспособиться. Особенно выразительно апатичный образ Мерсо-Мастроянни выглядит на фоне влюбленной в него девушки в исполнении Анны Карины.

© Фото : GallimardКниги Альбера Камю: "Посторонний" и "Миф о Сизифе" (издательство Gallimard), 1968 год
Книги Альбера Камю: Посторонний и Миф о Сизифе (издательство Gallimard), 1968 год

Миф о Сизифе

Еще одним "программным" произведением Камю является написанное практически в одно время с "Посторонним" эссе "Миф о Сизифе". Здесь писатель, на примерах из литературных произведений и обыденной жизни, рассуждает об абсурде как о сущности человеческой жизни — бессмысленной, заполненной непрерывным и бесполезным трудом, как жизнь мифологического Сизифа, наказанного богами за попытку избежать смерти. Каждый день он вынужден поднимать на гору огромный камень, который неизменно скатывается вниз — и это повторяется бесконечное количество раз. В этот момент возникает еще одно важнейшее понятие философии Камю — метафизический бунт, как единственный верный способ существования в абсурдном мире. Бунт по Камю —  в самом осознании абсурдности жизни, которая не может быть преодолена, а соответственно и жизнь не может и не должна быть прервана. Каждый раз спускаясь к подножию горы вслед за камнем, Сизиф осознает, в каком находится положении, но продолжает свой путь, находя счастье и целый мир в разглядывании злосчастного камня. Абсурд не исчезнет, единственный выход — отрицание смерти — в том числе и самоубийства как попытку избавиться от ежедневной каторги — и постоянное отчетливое осознание и принятие происходящего и, таким образом, восстание против невыносимой монотонности бытия.

© Фото : public domainТициан. "Сизиф". 1548 - 1549
Тициан. Сизиф. 1548 - 1549

Калигула

Альбер Камю — автор шести драматургических произведений, самым значимым из которых является пьеса "Калигула", написанная еще в Алжире до "Постороннего" и "Мифа о Сизифе", однако претерпевшая немало авторских правок и впервые изданная в 1945 году. Главным героем произведения писатель делает римского императора Калигулу, вошедшего в историю как один из самых беспощадных и жестоких правителей-тиранов. Камю превращает его в еще одного "свободного" человека, осознавшего абсурдность бытия и конечность жизни. Перелом в сознании героя происходит со смертью возлюбленной, которую он не в силах спасти. Жестокость Калигулы — его бунт, итогом которого должно стать освобождение от всего земного, от чувств, от привязанностей, от уважения к себе и другим. Освободить Калигула стремится и всех окружающих, путем лишения их чести и достоинства. Остаются лишь жестокость, страх и механическая рабская покорность. Невыносимость жизни и невозможность самому покончить с ней приводят героя к своего рода изощренному способу самоубийства: унижая подданных, он вынуждает их ненавидеть своего правителя, желать его смерти и решиться на убийство. В одном из лучших спектаклей, поставленных по этой пьесе, — "Калигуле" Эймунтаса Някрошюса с Евгением Мироновым в главной роли народ так до конца и не решается: в финальной сцене герой бросается в толпу вооруженных осколками стекла, но все еще дрожащих от страха заговорщиков, а в этих осколках тем временем зрители видят свое отражение, становясь такой же частью дрожащей и несвободной толпы.

Сцена из спектакля Калигула
"В Театре Наций правит "Калигула" - сцены из спектакля Эймунтаса Някрошюса в фотоленте РИА Новости

Чума

Один из двух романом Альбера Камю (второй — "Первый человек" был не окончен и опубликован в таком виде уже посмертно) вышел в 1947 году. "Чума" — история о начавшейся в Оране, французской префектуре Алжира, эпидемии смертельной болезни, в результате чего город и его жители оказываются на несколько месяцев изолированы от окружающего мира. В этой пограничной ситуации одни, вроде доктора Риэ, молодого человека человека Жана Тарру и приезжего журналиста Рамбера, пытаются найти лекарство и облегчить страдания умирающих, другие мародерствуют, третьи, обезумев от горя и страха, жгут собственные дома. Когда чума отступает и город освобождается от вынужденной блокады, на смену первой радости уцелевших жителей приходит все то же осознание абсурдности жизни, которую они вели до начала эпидемии, радость избавления и все прочие эмоции теряют смысл в силу своей зыбкости, на смену им приходит отрешенность.

Французский писатель и философ Альбер Камю
Биография Альбера Камю

В 1992 году роман был экранизирован режиссером Луисом Пуэнсо, который перенес действие в Южную Америку. В плену закрытого на карантин городе оказываются приехавшая снимать репортаж французская теле-журналистка (Сандрин Боннер) с оператором и водителем. Осознав, что покинуть умирающий город им не удастся, чужеземцы объединяются с неравнодушными к общему горю местными жителями — писателем (Роберт Дюваль) и врачом (Уильям Херт). Вместе они не только пытаются выжить, но и помогают отчаявшимся горожанам.

В юном возрасте заболевший туберкулезом и долгое время сражавшийся со страшной болезнью, что безусловно нашло отражение в творчестве и стало одной из причин обращения писателя к экзистенциализму, погиб Альбер Камю, тем не менее, разбившись в автомобильной аварии в ста километрах от Парижа. Это случилось в 1960 году, Камю тогда было 46 лет.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала