Рейтинг@Mail.ru
Важнейшее из искусств: 5 главных перформансов XXI века - РИА Новости, 21.11.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Важнейшее из искусств: 5 главных перформансов XXI века

© Фото : ICIЛори Симмонс. "Музыка сожаления". 2006. Фильм 40 мин.
Лори Симмонс. Музыка сожаления. 2006. Фильм 40 мин.
Читать ria.ru в
О пяти главных работах на выставке "Performance Now. Антология 2000-х" - в материале проекта Weekend.

Сегодня в Еврейском музее и Центре толерантности открывается выставка "Performance Now. Антология 2000-х", исследующая эволюцию этого жанра за последнее десятилетие. 

В последние годы внимание к перформансу достигло небывалых масштабов. Марина Абрамович сотрудничает с Леди Гагой, Петр Павленский прибивает свои гениталии к брусчатке на Красной площади, Pussy Riot отбывают "двушечку" за свой панк-молебен. Сегодня произведения главных художников жанра принадлежат галереям, документация тиражируется, а художники зарабатывают миллионы, хотя изначально перформанс не предназначался для продажи и задумывался исключительно как "искусство ради искусства". По мнению главного куратора Еврейского музея Марии Насимовой, все это – признаки стагнации, поэтому в ближайшее время нас ждут перемены.

Акция художника Павленского на Красной площади
Читайте, что думает министр культуры об акции Петра Павленского

"При подготовке выставки нам было очень важно зафиксировать то, что происходит сейчас, чтобы в будущем мы могли отследить, в чем произошли изменения, — говорит она. — В перформансе сейчас та стадия, когда художники стремятся к одному и тому же – выставляться в крупных музеях и быть узнаваемыми. Это желание возникло с расцветом YBA (Young British Artists, "Молодые британские художники", группа художников из Великобритании, заявивших о себе после  выставки Freeze, организованной в 1988 самым коммерческим художником современности Дэмиеном Херстом – прим. ред.), когда авторы заявили, что они хотят зарабатывать на своем искусстве. На мой взгляд, проблема перформанса заключается в его популярности, ведь именно это привело к коммерциализации".

К открытию выставки проект Weekend попросил Марию Насимову выбрать пять наиболее значимых работ, повлиявших на становление и развитие перформативного искусства XXI века.

1. Аллора и Кальсадилья, "Stop, Repair, Prepare: Variations on "Ode to Joy" for a Prepared Piano" (2008)

Художники Дженнифер Аллора и Гильермо Кальсадилья в 2011 году представляли Америку на Венецианской биеннале современного искусства.  Этот дуэт нельзя назвать радикальным, они скорее показывают нам нас самих. В своих работах Аллора и Кальсадилья анализируют такие понятия, как  власть, милитаризм, война, национальность, доказывая важность своих метафор с помощью видео, звука и пластики человеческого тела.

На выставке в Еврейском музее представлен перформанс "Stop, Repair, Prepare: Variations on "Ode to Joy" for a Prepared Piano", в ходе которого участник, находясь внутри фортепиано, исполняет Симфонию № 9 Бетховена. Таким образом, клавиатура располагается перед исполнителем вверх ногами, при этом инструмент, снабженный колесами, еще и двигается по помещению, а музыка звучит так же прекрасно, как если бы участник перформанса играл в обычном для пианиста положении. Важен здесь и выбор произведения, ведь «Ода к радости», входящая в состав 9-й Симфонии, является официальным гимном Евросоюза.

© Фото : Allora & Calzadilla Courtesy Gladstone Gallery, New York and BrusselsАллора и Кальсадилья Stop, Repair, Prepare. 2009. Видео документация перформанса
Аллора и Кальсадилья Stop, Repair, Prepare. 2009. Видео документация перформанса

 

"Мне кажется, это яркий пример того, что искусство делает с человеком. Либо ты задумываешься о том, что происходит в твоей жизни, и что-то кардинально меняешь, либо настолько впечатлен, что просто смотришь, затаив дыхание", — комментирует эту работу Мария Насимова. — Эта метафора крайне важна для любого зрителя, поскольку музыка – один из наиболее выразительных средств передачи идеи произведения. Музыка может пробирать до дрожи гораздо сильнее, чем визуальное искусство".

2. Уильям Кентридж, "Drawing Lesson 47" (2010)

Этот перформанс Кентриджа, известного своими политическими высказываниями, анимированными работами и видеоартом, выступающего также в качестве театрального постановщика, представляет собой остроумную дискуссию художника с самим собой. Уильям Кентридж берет у себя интервью для New York Studio School, рассказывая о своей жизни, творчестве и вдохновении, перебивая и активно жестикулируя.

© Фото : Уильям КентриджУильям Кентридж. Drawing lesson 47.
Уильям Кентридж. Drawing lesson 47.

"Стоит отметить, что Уильям Кентридж всегда сам отрисовывает своих персонажей своих видео. Это крайне важно сегодня, когда большинство работ создается с помощью компьютерных технологий. В этом контексте работы Кентриджа имеют огромную художественную ценность".

3. Сантьяго Сьерра, "The Trap" (2007)

Испанец Сьерра — один из главных провокаторов нашего времени. Он не участвует в своих акциях, а нанимает людей, которые готовы на любые мучения ради денег. Участники его акций – бедняки, эмигранты и беженцы, проститутки и наркоманы. В одной из своих работ Сьерра расставил 30 обнаженных рабочих различных национальностей в ряд в порядке градации цвета их кожи, в другом – выбрил двум наркоманам по полосе на затылке в обмен на "дозу", в третьем – организовал газовую камеру в синагоге в Пулхейме, заставив содрогнуться еврейское сообщество.

Для выставки "Performance Now. Антология 2000-х" был выбран перформанс "The Trap" ("Ловушка"). В нем задействовано 13 известных чилийцев: президент конгресса, министр обороны, известные журналисты и другие персоны, к которым обычно добавляют приставку VIP.  Своих ничего не подозревающих гостей Сьерра отправляет прямо по коридору, в конце которого их встречает толпа разъяренных люмпенов. Объединяя в одном зале представителей разных социальных классов, художник дает понять, как чувствуют себя сильные мира сего, столкнувшись лицом к лицу с теми, чьи интересы они должны представлять.

 

"Сантьяго Сьерра – знаковый художник не только 2000-х, но и всей второй половины XX века, — считает Насимова. — В отличие от другой знаменитости, Марины Абрамович, которая воплощала свои идеи с помощью собственного тела, Сьерра ничего не делает сам. Для него главное – идея, которую нужно правильно раскрыть".

Кстати, работа Марины Абрамович тоже представлена на выставке – это акция "Семь простых кусков", в рамках которой "бабушка перформанса" в 2005 году в нью-йоркском Гуггенхайме повторила семь хрестоматийных перформансов – своих и других авторов. По иронии судьбы именно эта работа стала единственной, на которой не сошлись создатели выставки – главный куратор Еврейского музея Мария Насимова и теоретик перформанса, куратор, основатель биеннале PERFORMA Розли Голдберг. По мнению Марии Насимовой, "Семь простых кусков" менее всего отражает творчество Марины Абрамович в период 2000-х, с чем категорически не согласилась Голдберг.

4. Клэр Фонтен, "Situations" (2011)

Граффити Бэнкси. Мона Лиза с базукой
Марсель Дюшан. По следам, которых нет
Клэр Фонтен — это дуэт двух французских неоконцептуалистов – Фульвии и Джеймса Торнхилла Они называют себя художниками реди-мейд, намекая на дюшановскую теорию о том, что современное искусство сегодня сводится к субъективному мнению самого художника, в руках которого любой предмет вдруг объявляется произведением искусства. 

На выставке они показывают беззвучную работу – своеобразная тренировка по боксу, в которой принимают участие четыре человека с разным цветом кожи. В ходе того, как на площадке инсценируются различные ситуации (драка в баре, нападение с ножом, самозащита), зрителям предлагается наблюдать за тем, как каждый человек реагирует на них и на своих противников.

 

"В боксе ведь важен не сам удар, важно разозлиться, понять, насколько ты готов к агрессии — объясняет Мария Насимова. – В этом видео мы наблюдаем, как художники пытаются достать эту агрессию из участников перформанса. Кроме того, здесь имеют значение и расовые различия – это никак не описано в документации, но, думаю, они играют и на этом".

© Фото : Клэр Фонтен Клэр Фонтен."Situations" (2011)
Клэр Фонтен.Situations (2011)

5. Лори Симмонс, "The Music of Regret" (2006)

Американская художница Лори Симмонс изначально работала с фотографией и пластическим жанром, она известна тем, что во многих своих работах использовала кукол. В 2000-х Лори обратила внимание на перформанс. В экспозицию выставки в Еврейском музее вошла ее работа "Музыка сожаления" (The Music of Regret)  — фильм-мюзикл в трех действиях. Первое – это кукольное представление о хрупкой дружбе двух семей, во втором действии оживает кукла-манекен (ожившую куклу играет Мерил Стрип), а в третьем главными героями становятся предметы — Дом, Торт, Пистолет, Книга и Карманные часы на человеческих ножках.

Лори Симмонс. Музыка сожаления. 2006.  Фильм 40 мин.
О других выставках недели читайте в арт-гиде проекта Weekend >>

"Сначала зритель не понимает, что здесь делают все эти объекты, гуляющие сами по себе в сюрреалистичном пространстве, — рассказывает Мария Насимова. – Но потом они выстраиваются в определенном порядке, и мы понимаем, что эти предметы не что иное, как наши слабости. Художница показывает их нам в таком гипертрофированном виде, что мы сами над собой смеемся, а это, согласитесь, дорогого стоит. Очень ценно, когда художнику удается достичь такого эффекта".

Подготовила Елена Костомарова

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала