Мария Селиванова, Марина Селина, обозреватели РИА Новости.
Эксперты рассуждают о том, как может выглядеть политическая система и общественная жизнь при очередном сроке президентства Владимира Путина, а также размышляют о возможности реформ, которые в той или иной форме были обещаны россиянам.
В ожидании реформ
За Владимира Путина на президентских выборах 4 марта проголосовали 63,60% избирателей. Несмотря на убедительную победу Путина, власти в ближайшие годы придется серьезно маневрировать, выстраивая отношения с обществом и оппозицией, считают эксперты.
В каких-то областях будет ужесточение, где-то – послабления, предполагает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. "Не думаю, что будет избран однозначный сценарий – либеральный или реакционный. Скорее всего, власть будет реагировать на конкретные ситуативные раздражители", – полагает Алексей Макаркин.
Возможностей для реализации более радикального, жесткого курса он видит немного. "Люди, которые голосовали за Путина, реально не хотят ужесточения политического курса", – считает политолог.
Эксперты ожидают, что Владимир Путин приступит к проведению ряда заметных и не слишком популярных реформ.
"Судя по тому, что Путин предложил стране в своих статьях, он понимает необходимость серьезных реформ", – сказал РИА Новости завкафедрой общей политологии НИУ-ВШЭ Леонид Поляков.
Более того, Путин вынужден будет пойти на реформы, говорит гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.
"Тот кредит доверия, который ему выдали россияне, делает его заложником ситуации", – считает он. Реформы коснутся не только политического пространства, но экономики и социальной сферы.
"Революция в России будет, но это будет революция сверху, и она будет кадровой. Более того, она уже началась, – убежден он. – Это проявляется в радикальной смене состава в исполнительной вертикали и в аппарате президента, а также в регионах".
"Возвращение" Путина. Читать на сайте InoСМИ>>
Большая роль при проведении реформ будет принадлежать новому правительству, полагает Поляков. "Конкретные планы зависят от тенденций в мировой экономике, где очень неопределенная ситуация: неясно, как будут развиваться события, например, в Европе, какими будут цены на нефть и другое сырье, от которых зависит российская экономика", – добавляет он.
Муки выбора
Чтобы понимать, какие именно реформы возможны, надо рассмотреть, какой мандат получил Владимир Путин, где он взял дополнительные голоса для победы в первом туре, рассуждает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.
"Это голоса, которые "ушли" от Жириновского и от Миронова, то есть это голоса сторонников роста социальных обязательств государства и тех, кто выступает за достаточно жесткую политику на международной арене плюс за выправление диспропорций в национальном вопросе", – пояснил Минченко.
Проблема в том, что объективная ситуация, наоборот, требует достаточно либеральной экономической политики и сдержанного поведения на международной арене.
"Путин вынужден будет каким-то образом лавировать между противоречиями своего мандата и объективными проблемами, которые стоят перед страной", – заключает Минченко.
Что касается политических реформ, то здесь Путин будет, скорее всего, осторожен, прогнозирует Макаркин.
"С одной стороны, оппозиция будет активно требовать новых реформ, например, в избирательной системе. С другой стороны, Путин, скорее всего, пойдет на них только в том случае, если он почувствует, что другого выхода просто нет", – разъясняет он.
Где демонстрировать против демонстраций. Манифест контрреволюционера>>
Владимиру Путину, вероятно, не удастся избежать непопулярных реформ, говорят эксперты. Но потребуется некоторое время, чтобы доказать всем слоям населения их необходимость.
"Путин уже показал, что он является политиком, который хорошо просчитывает свои действия, и поэтому непопулярным реформам будет предшествовать подробное разъяснение того, почему это надо сделать", – отметил Мухин.
Победителю президентской гонки придется заняться реформированием пенсионной системы и, возможно, все же повысить пенсионный возраст, как настаивают многие экономисты. Евгений Минченко, правда, полагает, что это неблагодарное занятие Владимир Путин переложит на чужие плечи.
"Возможен вариант с присоединением Михаила Прохорова к команде правительства, – рассуждает Минченко. – Тогда можно будет сказать, что многие люди проголосовали за непопулярные социальные меры, соответственно, Прохоров получает возможность эти реформы реализовать. Собственно, для этого Прохорова власть на выборах и тянула".
Алексей Мухин считает, что Путину придется заниматься введением прогрессивной шкалы налогообложения и налога на роскошь. "Это возможно, если исходить из популистских соображений: надо же бросить какую-то кость тем людям, которые голосовали за него", – рассуждает Минченко.
Свои ожидания есть и у бизнеса. "Бизнес ждет от него обещанного снижения налогов на несырьевой сектор", – говорит Мухин.
Кнут и пряник для оппозиции
Отношения власти и оппозиции могут развиваться по нескольким сценариям.
Манифест контрреволюционера-2, или Замороженные надежды>>
"В качестве пряника оппозиции может быть предложено непосредственное участие в реальных реформах – политических и социальных, – предполагает Алексей Мухин. – В качестве кнута для тех, кто выходит из правового поля, будет предложена нейтрализация в рамках Уголовного кодекса, поскольку попытка государственного переворота является уголовным преступлением".
Таким образом, оппозиция в ближайшее время обречена или идти на сотрудничество с властями и участвовать в политической реформе, или идти по конфликтной линии и устраивать провокации для поддержания информационного интереса к себе, заключает Мухин.
Евгений Минченко считает, что "оппозицию будут стараться максимально маргинализовать и иногда использовать, когда будет необходимо воплотить в жизнь те или иные инициативы". Сделать это будет легко. "Ключевым инструментом маргинализации будет ее дробление, что по условиям законодательства о регистрации политических партий, предложенного президентом, несложно", – утверждает он.
Леонид Поляков, впрочем, надеется, что "со стороны власти будут сделаны предложения оппозиции по переходу к режиму диалога". Но при этом оппозиции придется изменить формат общения с властью: от протеста перейти к конкретным политическим действиям, к созданию политических партий, которые будут отстаивать интересы конкретных политических групп, пояснил Поляков. Та часть оппозиции, которая не сможет создать политические партии, по мнению эксперта, будет действовать радикальными методами.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции