Более 10 лет известные владивостокские журналисты Владимир Печорин и его жена Марина Савченко ведут издательский проект "Все Приморье. 100 выдающихся сограждан". За это время они выпустили восемь богато иллюстрированных документальных книг об известных людях Приморского края. В серию вошли биографические очерки о 800 жителях региона. Накануне международного Дня биографов, который ежегодно отмечается 16 мая, корреспондент РИА Новости побеседовал с творческим семейным тандемом.
- Как родилась идея создания серии документальных биографических книг, в основе которых – очерки об известных людях Приморья?
Владимир Печорин: — В нашем случае на идею натолкнуло посещение книжного магазина. Как известно, День биографа отмечается в годовщину первой встречи в 1763 году известного английского поэта эпохи Просвещения Сэмюэла Джонсона со своим будущим биографом Джеймсом Босуэллом в одном из книжных магазинов Лондона. Вот и я однажды, после распада СССР, когда тысячи россиян впервые получили возможность свободно посетить Америку, оказался в книжной лавке в небольшом городке Айова-сити и поразился обилию на полках биографической литературы, посвященной местным жителям.
Я с интересом полистал брошюры. В одной рассказывалось о фермере, в другой – о девчонке, попавшей со своей виолончелью в знаменитый симфонический оркестр в Вашингтоне. Там же, в магазине, и зародилась мысль, а почему бы не познакомить и жителей Приморья с известными земляками, которые вносят свой вклад в развитие края, проявляют свои способности в различных сферах экономики, науки, культуры, искусства.
Марина Савченко: — Идея писать биографические очерки меня увлекла сразу. Любая биография, тем более известного человека, — не только интересна, но отражает дух и особенности времени, в котором он живет. Я убеждена, что биография, мысли, чувства конкретного участника событий — всегда точнее и полнее отображают их, чем последующее их историческое описание.
Оказалось, что труд биографа увлекательный, но тяжелый, и его по-настоящему могут оценить лишь потомки, для которых его книга — документ времени.
- Вы создали уже более 800 иллюстрированных биографических очерков о людях, живущих в Приморье, какой, по-вашему мнению, собирательный образ жителя Приморья?
Владимир Печорин: — История современного Приморья насчитывает полтора века, его всего три-четыре поколения назад начали заселять рисковые, смелые и сильные люди – военные, казаки, крестьяне. Многие из героев наших книг — прямые потомки первопоселенцев из России, Украины, Белоруссии. На характер приморца накладывает отпечаток и профессия. Здесь много моряков и рыбаков, лесорубов, горняков, чей труд не только связан с риском, но и требует знаний.
В годы сталинского режима в Приморье искали убежище и те, на ком уже стоял штамп "враг народа". Сюда ехали и простые украинские, белорусские, русские крестьяне, спасавшиеся от голодомора, от коллективизации.
Приморье — край интернациональный. Его заселяли люди многих национальностей, в том числе — иностранцы. Сюда до революции ехали "делать бизнес" немцы, японцы, американцы.
Приморцы — географические, политические метисы, в уклад их жизни вошли культура и традиция многих народов. В советское время сюда ехали и вербованные, чтобы "сшибить деньгу", молодые амбициозные ученые Москвы и Ленинграда, чтобы проявить себя.
Встречаясь с людьми, работая над очерками, мы пришли к выводу, что типичный приморец не любит причислять себя к массе. Переселенцы, осваивая таёжный край, полагались на свои силы, знания и труд. Это передалось последующим поколениям.
- Каждая новая Ваша книга называется "100 выдающихся приморцев", в свет вышли уже восемь томов, в которых – история жизни 800 людей, тяжело ли искать новых героев?
- Работа над книгами дала Вам возможность познакомиться с сотнями людей. После того, как они стали героями ваших книг, поддерживаете ли вы с ними связь?
Марина Савченко: — Социальный статус наших героев – самый разный: бывшие мэры городов, известные ученые, капитаны дальнего плавания, бизнесмены, актеры, музыканты, преподаватели, спортсмены. У всех – разные взгляды и убеждения, принципы. Но все они – сильные, целеустремленные натуры, многие — со сложными судьбами, в которых были крутые повороты.
Со многими героями наших книг мы до сих пор остались в дружественных отношениях, созваниваемся, общаемся по интернету, поздравляем друг друга с праздниками, помогаем друг другу советами, поддерживаем словом в трудную минуту. С некоторыми дружим семьями.
- Вы оба трудились в Приморской краевой партийной газете "Красное знамя", затем в независимой прессе, занимались рекламой, теперь у вас свободный труд фрилансера. Где наиболее сложно приходилось?
Марина Савченко: - Труд фрилансера дает свободу. Но это – рискованный, социально не защищенный труд. Фрилансер не имеет права расслабляться и откладывать дела на потом. Это может обернуться крахом для всего проекта. Работа в газете – стабильный, гарантированный заработок. Не сегодняшние газеты, на мой взгляд, чрезмерно "нашпигованы" скандалами и криминальными новостями, в них мало того, что называют летописью.
Полистайте в библиотеке подшивки старых газет, и вы увидите, что в них писалась история региона, страны. Так что издательский проект "Все Приморье" — это и летопись событий, созидательной жизни нынешнего поколения. А это важно и интересно, а нередко — просто необходимо для дела любому человеку, чем бы он ни увлекался.
- Пользуется ли популярностью у Приморской публики биографические книги?
Марина Савченко: — Пользуется. Важность информации, заложенной в наших биографических книгах, первыми оценили библиотекари. После выхода первого же тома к нам посыпались заявки из книгохранилищ, и не только приморских. Наши книги сегодня есть не только в библиотеках Владивостока и всех районов Приморья, но и — Хабаровска, Красноярска, Санкт-Петербурга, Москве. Ее можно полистать и в библиотеке американского конгресса, и в публичной библиотеке Лондона.
- Как долго Вы будете продолжать свой проект?
Владимир Печорин: — Сейчас собираем следующий, уже девятый том. И мы уже готовим очерк о живущем во Владивостоке профессоре Борисе Преображенском. Этот известный дальневосточный ученый и эколог загадочно похож на булгаковского однофамильца из "Собачьего сердца": он одно время для пополнения своих знаний тоже вскрывал трупы в морге. Вот только не ставил цели вывести своего Шарикова. И, слава Богу…