Михаил Ростовский
Международный трибунал в Гааге признал виновным экс-президента Либерии Чарльза Тэйлора. Среди великого множества кровавых африканских диктаторов Тэйлор - первый бывший глава государства, угодивший под международный суд. Но вот свидетельствует ли это, что эра безнаказанности политиков на черном континенте близится к концу?
Увы, но случай Тэйлора - исключение, которое лишь подтверждает правило. В переводе с латинского название "Либерия" означает "свободная". Эта страна была основана в 1847 году бывшими рабами из США. Или вернее не совсем так. Идея основать независимую черную республику пришла в голову белому американскому джентльмену - конгрессмену Чарльзу Мерсеру. Члены основанного им Американского колониального общества верили: вернувшись на свою историческую родину, бывшие рабы заживут, наконец, свободно и счастливо. Но вышло по-другому. Либерия стала примером того, как самые благородные идеи и лозунги превращаются в свою противоположность. Выяснилось это, впрочем, не сразу. Сто лет тому назад в Африке было всего два независимых черных государства: Эфиопия и Либерия. Американские власти считали, что защита Либерии - их обязанность. И не пускали в "колыбель черной свободы" европейских колонизаторов. Но в 1927 году в Либерии прошли очередные президентские выборы.
Победу на них одержал действующий президент Чарльз Кинг. Согласно официальным данным, он получил 234 тысячи голосов избирателей. Однако проигравший кандидат Томас Фолкнер оказался очень въедливым и настырным. Фолкнер сообщил иностранным дипломатам: общее число избирателей Либерии составляет всего 15 тысяч человек. Началось международное расследование. И через три года оно выяснило: президент Кинг не только фальсификатор выборов. Он еще и рабовладелец. И в этом страшном хобби президент не одинок. Все потомки бывших американских рабов используют рабский труд представителей местных племен.
В 1980 году режим черных колонизаторов в Либерии рухнул. Заговорщики из числа коренных жителей ворвались в спальню к президенту Толберту и зверски его убили. Но режим нового лидера страны - коренного либерийца из племени Кран Самуэля Доу - оказался на порядок более страшным и кровавым.
Не буду утомлять вас перипетиями либерийской истории. Достаточно сказать, что в конце концов Доу тоже убили. А новым президентом стал представитель местной этнической группы Гола Чарльз Тэйлор. В русском языке просто нет слов, чтобы описать его жестокость. Достаточно сказать, что на выборы 1997 года Тэйлор вполне официально шел под лозунгом: "Он убил мою маму. Он убил моего папу. Но я все равно за него проголосую!"
Однако против лома всегда найдется другой лом. В 2003 году под давлением повстанцев и иностранных держав Тэйлор ушел в отставку с поста президента. А в 2006 году Тэйлор оказался в камере предварительного заключения международного трибунала.
Итак, иногда правосудие торжествует даже в Либерии? Не совсем так. Трибунал, который осудил Тэйлора, полностью называется так: специальный суд для Сьерра-Леоне. Что такое Сьерра-Леоне? Это соседняя с Либерией страна. Там очень много алмазов. Стремясь завладеть алмазами, Тэйлор вторгся в Сьерра-Леоне и вступил в союз с местной повстанческой группировкой Революционный Народный Фронт. Видимо, их объединило чудовищное чувство юмора. Правительство Сьерра-Леоне тогда проводило выборы под девизом: "Вся власть в руки народу". В ответ боевики фронта начали в массовом порядке отрубать гражданскому населению своей страны руки и ноги. Вот за военные преступления в Сьерра-Леоне Тэйлора и осудили. А за не менее страшные преступления в собственной стране наказание Тэйлору не грозит.
По свидетельству западных журналистов, в Либерии у экс-президента полно сторонников. А его бывшая жена даже заседает в парламенте в качестве старшего сенатора. Поэтому я не верю, что судьба бывшего главы Либерии послужит предостережением другим африканским политикам. Боюсь, что впереди у Африки будет еще много новых Тэйлоров.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции