Андрей Резниченко
Гонка за Арктику среди ведущих стран мира началась даже не вчера, а позавчера. В то далекое советское время, когда полярники у нас еще были героями, а атомные ледоколы только начинали бороздить ледяные просторы. Тогда СССР построил уникальный ледокольный флот, равных которому нет до сих пор.
Это признают и в США. К примеру, недавно сенатор от Аляски Лиза Мурковски посетовала, что сегодня Россия имеет 33 ледокола, Канада – шесть, а США - всего один действующий. С таким активом американцам Арктику не освоить.
Ну а что же у нас? Конечно, самые сильные российские ледоколы - атомные. К тому же, только наша страна обладает таким типом судов. В настоящее время в состав действующего флота входят четыре атомохода с двухреакторной ядерной установкой мощностью 75 тысяч лошадиных сил. Это ледоколы "Россия", "Советский Союз", "Ямал" и "50 лет Победы". Еще есть два ледокола "Таймыр" и "Вайгач" - с однореакторной установкой мощностью 40 тысяч лошадиных сил. Три судна выработали свой ресурс: это легендарный "Ленин", который сейчас превращен в музей, а также "Арктика" и "Сибирь".
С действующими атомоходами одна проблема - их основная часть построена в 70-е – 90-е годы и вскоре потребует замены. Уже принято решение о строительстве трех ледоколов, но, возможно, их понадобится больше. Строить собираются широкие суда, которые гарантированно смогут преодолевать льды толщиной более 3 метров. За таким ледоколом даже крупнотоннажный танкер сможет идти спокойно.
Ледокольный флот России - лучший во всем мире. Так было вчера, так есть сегодня. Но если США осознают, что без атомоходов им ресурсов Арктики не видать, то мы скоро увидим бум строительства этих судов. Нам в этой ситуации обновлять нужно весь ледокольный парк, а не только атомоходы. И построить за достаточно короткий срок не меньше, чем ходит ледоколов сегодня. И тогда нас на Северном морском пути точно никому уже не догнать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции