ДЖАКАРТА, 3 мар - РИА Новости, Михаил Цыганов. Памятник великому российскому ученому Николаю Миклухо-Маклаю открыли в четверг в столице Индонезии - почти через 140 лет после того, как он начал свое первое путешествие на неисследованные тогда берега второго по величине острова планеты - Новой Гвинеи.
"Фактически это первый памятник нашему российскому гражданину в Индонезии, - сказал РИА Новости посол РФ в Индонезии и Папуа-Новой Гвинее Александр Иванов. - Это, конечно, знаменательное событие". Памятник был установлен на территории Российского центра науки и культуры в Джакарте при поддержке Русского географического общества (РГО).
По словам Иванова, индонезийский народ должен знать имя Николая Миклухо-Маклая, который много сделал в своей области не только для самой Индонезии, но и для соседних стран: Папуа - Новой Гвинеи, Австралии, Филиппин, Сингапура, Малайзии.
"Это оказалось весьма знаменательным событием в культурной и научной жизни Джакарты, потому что на церемонии открытия присутствовали не только люди, которые изучают русский язык, русскую культуру, но и представители официальных кругов, ученые, географы", - отметил посол.
"Это был выдающийся этнограф и исследователь. Он - представитель той плеяды российских исследователей, которые изучали общественную жизнь за пределами Европы", - сказала РИА Новости принявшая участие в церемонии открытия памятника министр по делам женщин, дочь одного из двух отцов-основателей независимой Индонезии Меутиа Хата (Meutia Hatta).
"Я и сама специалист в области этнографии и даже сейчас продолжаю преподавать студентам пятого семестра, так что непременно расскажу им о Миклухо-Маклае", - добавила она.
Памятник был изготовлен в Москве и доставлен в Джакарту при поддержке Русского географического общества, сообщил РИА Новости член РГО, кинодокументалист и исследователь Олег Алиев.
"Факт установки памятника - не только исторический момент для России, но также и геополитический. Такая установка в центре Джакарты другими словами обозначает: "Мы здесь были, есть и будем!", - считает он.
Николай Николаевич Миклухо-Маклай - один из самых известных этнографов своего времени, чьи труды еще при жизни выходили по всему миру (в Австралии, Великобритании, Германии, Италии, Нидерландской Индии (сегодня Республика Индонезия), самих Нидерландах, Сингапуре, Франции) - родился 17 июля 1846 года в селе Языково-Рождественское Боровичского уезда Новгородской губернии.
Он изучал быт аборигенов Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании (его имя носит северо-восточный берег Новой Гвинеи). В 1870-1880 годах Маклай занимался научной работой на индонезийских Молуккских островах и острове Сулавеси, первым посетил и описал на территории нынешней Малайзии племена аборигенов Малаккского полуострова оранг-утан и оранг-райет.
Но всемирную известность ученому принесли три его сопровождавшиеся ежедневным риском для жизни этнографические экспедиции, в ходе которых он годами жил среди племен папуасов Новой Гвинеи и даже был заживо похоронен британскими и российскими газетами.
"По последним сведениям, г. Миклухо-Маклай скончался в Новой Гвинее от злокачественной лихорадки. Было бы очень желательно, чтобы кто-либо из знавших покойного составил его биографию. Г. Миклухо-Маклай - редкий тип мучеников науки, пожертвовавший жизнью для изучения природы", - писал "Кронштадтский вестник".
"Нового нет, - гласит сделанная примерно в то же время запись в дневнике самого Маклая. - Все по-старому. Утром я - зоолог-естествоиспытатель, затем, если люди больны, повар, врач, аптекарь, маляр, портной и даже прачка и т. д., и т. п. Одним словом, на все руки, и всем рукам дела много...".
Миклухо-Маклай был первым европейским ученым, который написал письмо генерал-губернатору Нидерландской Индии, в котором среди других преступлений, совершавшихся в колонии, обращал внимание на судьбу детей, продаваемых в рабство. Он не только наперекор общественному мнению того времени выступил в мировой прессе с утверждением, что люди Азиатско-Тихоокеанского региона ничем не отличаются в умственном отношении от европейцев, но и научно это доказал.
"Последнее время, - писал он другу, - когда вторжение европейской колонизации со всеми ее опасностями для туземцев грозит моим черным друзьям, я думаю, наступило время исполнения моего слова, которое сдержать я должен и хочу, несмотря на то, что решение это отрывает меня на время от чисто научных занятий, и что я вполне сознаю всю серьезность и трудность предприятия, которое предпринимаю один и без ничьей помощи".
"Я держу слово и возвращаюсь в Новую Гвинею не единственно как естествоиспытатель, а также как и "покровитель" моих черных друзей берега Маклая, - писал ученый накануне второй экспедиции на названный его именем берег. - Я решился защищать, насколько могу, их правое дело: их независимость в случае европейского вторжения".
Петербургская газета "Голос" в ноябре 1876 года писала: "Для нас может быть утешительной мысль, что представителем бескорыстных истинно человеческих стремлений в этих далеких странах является русский гражданин".
При жизни Маклая было опубликовано более ста его работ по этнографии, антропологии, зоологии, анатомии, географии и другим наукам, однако не вышла в свет ни одна из его крупных работ. Тяжелые экспедиции подорвали здоровье ученого, который умер в возрасте 42 лет, однако его богатое научное наследие представляет ценность в научном и историческом плане и сегодня.
Его поддерживали и сотрудничали с ним знаменитые люди того времени: Лев Толстой, император Александр III, немецкий естествоиспытатель Эрнст Геккель и многие другие.
В сентябре 1886 года тяжело больной Лев Толстой писал Миклухо-Маклаю: "Вы первый, несомненно, опытом доказали, что человек везде человек, т. е. доброе общительное существо, в общение с которым можно и должно входить только добром и истиной, а не пушками и водкой. И вы доказали это подвигом истинного мужества, которое так редко встречается в нашем обществе... Люди жили так долго под обманом насилия, что наивно убедились в том и насилующие и насилуемые, что это уродливое отношение людей не только между людоедами и христианами, но и между христианами есть самое нормальное. И вдруг один человек является один среди самых страшных диких, вооруженный вместо пуль и штыков одним разумом, и доказывает, что все то безобразное насилие, которым живет наш мир, есть только старый отживший абсурд, от которого давно пора освободиться людям, хотящим жить разумно".