Когда гид музея-мавзолея Боба Марли в компании живописных старичков в традиционных растаманских шапках с длинными дредами запевает для туристов всем известную песню Buffalo soldier, ему с силой вторят два детских голоса из-за забора, где, судя по всему, расположен обычный крестьянский дом. И пока песня не закончится, детишки будут подпевать. А потом затянут другую.
Резкий запах марихуаны разносится в воздухе. Между прочим, потребление и хранение ее, как и других наркотиков, на Ямайке запрещено и наказывается тюремным заключением, о чем вас везде известят соответствующие таблички. Так что вопросы и шутки друзей по поводу ганджубаса — не по адресу.
Ради любопытства я попыталась узнать, что же такое этот самый ганджубас, но никто мне не ответил. Такого слова там нет. А вот слово "ганджа" всем знакомо. Марихуану завезли на Ямайку в XIX веке индийские иммигранты. Для настоящих растаманов она является священной травой, найденной на могиле легендарного царя Соломона после его похорон. И не имеет ничего общего с принятым у нас имиджем обкуренного наркомана. Скорее ее курение — акт чисто сакральный, связанный с медитацией и пением религиозных гимнов. Посему и смотрит правительство Ямайки на это дело сквозь пальцы. Запрещать растафари курить траву — то же самое, что запрещать истинному мусульманину поститься в светлое время Рамадана.
Настоящих растаманов, кстати, в городах не так и много. Одни из них считают свою религию эфиопско-коптским христианством, другие склоняются к тому, что это все же иудаизм, а третьи называют ее формой протестантизма. В целом же предпочитают жить на природе, ожидая исхода на Землю Обетованную — к истокам, и считают себя одним из потерянных племен израилевых. Растаманов можно найти в маленьких поселениях, подальше от соблазнов и "грязи Вавилона", как они называют государственный репрессивный аппарат.
Дреды для них — тоже библейский символ. Занимаются они сельским хозяйством или изготовлением сувениров, не пьют, не курят, не предохраняются и потребляют только здоровую вегетарианскую пищу l-tal. Это особая еда, не обработанная химикатами, по возможности без соли и специй. Кофе, алкоголь и даже молоко натуральными уже не считаются, посему в пищу не употребляются. Эта концепция весьма успешно эксплуатируется в пищевой индустрии Ямайки, и питание "как у растафари" нынче в моде.
Часто те, кто носят дреды, в реальности не имеют отношения к настоящему движению растафарианства, а просто пользуются внешними атрибутами. Как правило, они же и попадают в психиатрические больницы после передозировок и с маниакально-депрессивными синдромами. Здесь тебя вполне могут выгнать из общины, если посчитают, что ты растаманом только прикидываешься.
Так что дреды, регги и марихуана означают на Ямайке совсем не то, что мы все думаем. Смешные шапочки с дредами, приобретенные мною для друзей и уже розданные по назначению, перестали быть просто сувенирами и приобрели еще и статус предметов религиозного культа.
Евгения Слюдикова