В России нет дорог - только направления.
Наполеон Бонапарт
Казалось бы, что в наши дни может быть проще, чем съездить из Москвы в Санкт-Петербург и обратно?! Пассажирские поезда - скоростные и не очень, фирменные, яркие, чистые и грязные, самолеты - дорогие и дешевые, автобус, наконец. А если нестерпимо хочется дорожной романтики и мягкого безумия, но привычные "методы доставки" рассматривать нет никакого желания?! Ехать автостопом? Именно что ехать автостопом!
Будучи среднестатистическим офисным работником, об автостопе я имел представление довольно туманное, тем более ранее такой вариант в своих поездках в расчет не принимал. Но что-то внутри затрепетало, и вот уже мысль о покупке билетов на поезд или самолет стала абсолютно неприемлема.
Среди друзей первоначально нашлось немало желающих присоединиться, но по мере приближения даты поездки список редел. Осталась только Глория, остальные накупили билетов на привычные транспортные средства и отделывались пожеланиями удачи. Датой старта мы с Глорией назначили 21 июля и принялись готовиться к путешествию. Опыта у нас не было, но страх перед трассой тоже отсутствовал. Увещеваниям коллег мы не внимали: едем автостопом - и все!
Тезисы
Первым делом я понавступал во всевозможные группы в социальных сетях, которые были посвящены автостопу, и договорился о встрече со всеми друзьями, у которых был хотя бы минимальный опыт таких путешествий.
Конечно, ни один опытный автостопщик не сможет вложить в вашу светлую голову свои знания, приобретенные за несколько лет (или даже несколько десятков лет) на российских и зарубежных дорогах, но элементарные советы получить можно. Из всех разговоров и переписок я сформулировал несколько тезисов, которые необходимы для начинающего автостопщика, или пионера, как говорят отцы хитч-хайкинга.
1. Надо знать дорогу и все точки, через которые проходит ваша трасса. Тезис очевидный, но мало ли. Сейчас каждый уважающий себя поисковик предлагает хорошие карты, на которых отмечены названия трасс, населенных пунктов вплоть до малюсеньких сторожек и деревень с населением 10 человек. Карту неплохо взять с собой, в магазинах, опять же, богатый выбор атласов, причем можно купить карту определенного региона.
2. Если трасса не идет напрямую через нужный город, доберитесь до ближайшего населенного пункта, который находится в непосредственной близи от нее.
3. На трассе выбирайте место, чтобы водитель мог, увидев вас, притормозить и не въехать в столб или ларек. Направляясь в Питер, нет смысла брать машины на Ленинградском шоссе, надо отъехать подальше от Москвы.
4. Заранее позаботьтесь о зарядке средств связи. Тезис тоже очевидный, но порой упускаемый из виду. Как показывает практика, сейчас мобильная связь охватывает большое количество дорог, по крайней мере в западной части России. Остаться без связи в наше время неприятно, а кроме того, ваши друзья и родные будут за вас беспокоиться. Им-то не понять, что опаснее гулять по ночному городу, чем по трассе!
5. Обзаведитесь средствами защиты, а лучше несколькими - на случай различных ситуаций. Ножик зачастую бесполезен, поскольку немногие им умеют пользоваться. Шокер подойдет для закрытых помещений, газовый или перцовый баллончик - для открытых.
6. Наличность берите некрупными банкнотами. Если вы захотите купить на трассе водички, не факт, что у продавца в киоске будет сдача с 5 тысяч рублей, а ближайшее место, где вы сможете разменять купюру, может оказаться за 5 тысяч километров от водопоя. Кстати, брать с собой много еды не стоит, она быстро портится, к тому же на трассе много кафе. Берите воду - она важнее.
7. Берите с собой только действительно нужные вещи. Чем скромнее поклажа, тем проще путешествовать. Однако это вовсе не значит, что турист без рюкзака - оптимальный вариант. Не поленитесь положить в сумку хотя бы одну теплую вещь, пластыри (мозоли вам обеспечены), обезболивающее, антисептик и бинты. Не факт, что с вами произойдет что-то страшное, но непредвиденное может случиться с кем-то другим на трассе.
8. Заводите разговор с водителями. Они же вас в основном для этого и берут на борт. Не гнушайтесь всеми средствами передвижения, которые останавливаются на трассе, если сам водитель не вызывает никаких подозрений. Слоган на рекламном щите однажды сказал нам "Движение - не врет". Это так. Лучше плохо ехать, чем хорошо идти (под палящим солнцем или в 30-градусный мороз).
Вот такие восемь заповедей пионера я вывел, первый раз съездив автостопом в Санкт-Петербург.
В путь!
Согласно второй заповеди 21 июля мы направились на уходящий от Ленинградского вокзала электричке в Клин, потратив на билеты 165 рублей. Можно было доехать до Твери, она ближе по направлению к Северной столице, но дело в том, что трасса M10 идет в обход Твери и от тверского железнодорожного вокзала пришлось бы до нее очень долго добираться. В Клину M10 едва ли не центральная улица, на которой удобно брать проезжающие автомобили. Кстати, по правилам автостопщиков машины не ловят, их берут, как и водитель берет голосующего.
Опоздав на электричку в 6.50, мы выехали в 7.21, что не сильно сказалось на нашем путешествии. Около 9 утра мы были в Клину. Перекусив там перед дорогой, мы подняли большие пальцы вверх. Тут же остановилась Skoda, водитель которой предупредил, что едет только до пригорода, но там мы сможем взять транспорт посерьезнее. Не раздумывая, мы согласились, ибо… смотри заповедь №8.
Уже за пределами Клина нас принял на борт Александр - замечательный золотозубый мужчина лет 55 из Херсона. На трассе он, естественно, не новичок, а его 20-летний "КамАЗ", ехал ровно, несмотря на то, что держал от нас в секрете скорость передвижения. Автомобиль достался Александру не так давно, и он привел его в относительный порядок своими руками. Водитель долго рассказывал про свою семью, про то, как голосовал за Януковича и надеялся на объединение Украины и России, чтобы работать было легче. Единения не произошло, а Александр продолжил работать в России, изредка навещая родных. На самом деле, просто стало жалко человека, который видел внука в общей сложности пять месяцев за шесть лет его жизни.
Александр довез нас до поворота на Тверь, где мы увидели себе подобных. Осознав, что четверых никто подсаживать в авто не будет, мы с Глорией прошли чуть дальше братьев по разуму. Они поздоровались с нами и пообещали остановить транспорт около нас, если подвернется автобус или что-то крупное. Но на деле "крупняк" подвернулся нам - в виде Андрея на огромном американском тягаче.
Андрей попросил нас разуться - в кабине царила чистота, работали холодильник и телевизор, стояла двухэтажная кровать. Дальнобойщик познакомил нас с рацией и 15-ым каналом, на котором "сидят" водители. Сначала рацией пользовались только дальнобойщики, но сейчас ее ставят и водители легковушек. Суть рации в том, что на расстоянии километров примерно в 300 участники движения передают друг другу ситуацию на дороге. Таким образом, встав в многокилометровой пробке под Торжком, мы узнали, что причина затора - ремонт трассы.
К слову, дорогой - в привычном нам понимании - M10 назвать трудно, поскольку ехать по ней можно только местами. M10 - это разлинованное направление (вспоминаем эпиграф) в три ряда: два метров по 200 в одну сторону, одна в другую, затем еще 200 метров наоборот. Водителям приходится постоянно перестраиваться, а зимой разметки иногда не видно. По рассказам наших шоферов, народ там гибнет ежедневно, а называется эта трасса символично и гордо - "Россия".
Простояв два часа под Торжком, мы добрались до Вышнего Волочка, нашли кафе с московскими ценами, после чего с радостью подсели в заказной "Мерседес", добросивший нас аж до Великого Новгорода, откуда до Питера оставалось всего ничего. Обсуждая увиденные в дороге точки продажи унтов, два горящих дома и болота-болота-болота, мы неторопливо стали ловить транспорт. Взяли кондитерскую "Газель", на которой и продолжили путь, наслаждаясь Валдайской равниной с ее зеркальными реками, страшными болотами и заливными лугами. Остановку сделали на речке Волхов, от которой веяло мудростью древних славян и спокойствием.
На месте
Цель репортажа - не наши приключения в экс-Ленинграде, к тому же про Эрмитаж и прочие классические достопримечательности не раз было и написано и прочитано. Тем не менее можно отметить несколько нетипичных туристических объектов в Петербурге.
Популярна в Питере тема крыш. С ними в Северной столице попроще, чем в Златоглавой: многие открыты, а иные открываются незадачливыми бизнесменами, водящими туда экскурсии за умеренную плату. Мы остановились в районе Приморской и в первый же день нашли открытую крышу с видом на Финский залив. Если лень ходить по подъездам и искать открытые чердаки (сами не вскрывайте - хулиганство!), то обратите внимание на объявления, размещенные в центре.
В Петербурге великое множество приятных мелочей вроде граффити, выставок современного искусства и маленьких скульптур наподобие кошечки, которой надо попасть по лбу монетой и загадать желание (аналог Чижика-Пыжика). В городе Петра совершенно особые секонд-хенды, барахолки, ретро-магазины и целый клубный квартал в районе улицы Думская. А вообще в центре Питера каждый дом - достопримечательность.
"Оборотная сторона"
В Москву отправились 25 июля. На обратном пути, уставшие и сонные, мы обращали внимание в основном на борщевик вдоль дороги. Абсолютно нетипичное для восточноевропейского пейзажа агрессивное растение заполонило не только обочины дорог, но и отдельные участки, ничем не засеянные. Высота его в отдельных частях дороги - метра под три, а то и выше. Лет через пять-шесть он вполне может заполонить всю европейскую часть России.
Сначала мы доехали до Тосно на восьмичасовой утренней электричке, отправляющейся с Московского вокзала. Потом медленно ехали на старом ПАЗике вместе с электриками, прокладывающими высоковольтные ЛЭП. Рабочие в пути много пили и ели рыбу, рассказывая нам о местных достопримечательностях - лесе, где во время Великой Отечественной располагались власовцы, и "крутых" в смысле мощности ЛЭП. В Новгородской области мы покинули эту компанию под предлогом поснимать местность, а далее двинулись по области на оранжевом джипе с неразговорчивым водителем Равшаном, решительно осудившим наше приключение.
Здешние обочины изобиловали пикантными "интересностями" вроде щитов с рекламой "Мотеля вдали от жен" и разбитыми машинами. Солнце пекло сильнее, чем на пути в Питер. Постояв долгое время на дороге после нарушавшего все правила оранжевого джипа, мы налюбовались розовой церквушкой и зарослями кустарника. Только после таких нервных встрясок мы очутились на борту маленькой фуры с дружелюбным одесситом, добравшись в результате от Питера до Химок часов за 12. Ступив на землю в районе метро "Речной вокзал", мы долго пытались понять, что с нами произошло.
Резюмируя
На дорогу из Москвы в Питер и обратно у нас ушло примерно 350 рублей с человека: 165 рублей - электричка Москва - Клин, 106 рублей - от Питера до Тосно, остальное - на маршрутки до Северной столицы из Ленинградской области и от Химок до Москвы. Наши друзья, которые были в Петербурге на выходных, потратили около 2 тысяч рублей на дорогу. Суть поездки была не в этом, но цифры интересные.
Мы преодолели примерно полторы тысячи километров, а значит, до экватора нам осталось менее 39 тысяч. Я думаю, что мы достигнем его, потому что уже на обратном пути начали планировать новые поездки.
Наш пример лишний раз подтверждает уже сформулированное профессионалами предупреждение, что автостоп вызывает привыкание. Причем причина совсем не в "халяве", как любят злословить не отваживающиеся на поездку, и не в мнимом удобстве - ведь автостоп не для нытиков. Дело в том, что автостоп - отличный способ понять: хороших людей больше, чем плохих. Тем более в России. Ради этого можно многим пожертвовать: и комфортом, и временем, и нервами.
Что же до "первородного" заголовка, то объяснение очень простое: на сленге автостопщиков "первым родом" принято именовать путешествие на резиновых колесах. А ведь есть и иные рода…
Даниил Берковский