Грядущий сезон массовых отпусков многие участники туристического рынка ждут с опасением. Каким видит 2015 год туроператор "TUI Россия" рассказал корреспонденту РИА Новости Ирине Нехорошкиной директор по продукту, контрактингу и маркетингу компании Ивор Вукелик.
- Осенью 2014 года мы уже беседовали о том, в каком положении оказалась туристическая отрасль России. Тогда Вы высказали ряд прогнозов относительно того, как будут развиваться события далее. Насколько верны оказались эти предположения?
— Все, что мы прогнозировали в конце летнего сезона 2014 года, практически сбылось, можно сказать, что точность наших предположений оказалась близка к 99% по всем направлениям.
Прежде всего, мы предположили, что зимой 2014-2015 годов будет общий спад турпотока примерно на 70%, что полностью подтвердилось. Компания "TUI Россия" на 30% сократила предложение для российского рынка, отказавшись от ряда непрофильных для нас направлений и большей части своих региональных программ, сконцентрировавшись на ключевых для туроператора регионах и дестинациях. За это нас многие критиковали, но время показало, что наши предварительные выводы были правильными. Уже три месяца спустя даже самые активные критики признали правильность такого планирования с нашей стороны.
Тогда, осенью был разговор и о том, что люди постепенно переходят от пакетных туров на индивидуальное бронирование, здесь мы тоже не ошиблись. Клиенты все больше и больше переходят на платформы онлайн-бронирования, типа Booking или Airbnb, и это уже стало закономерностью. На этом базируется новая структура рынка.
В СМИ постоянно идет обсуждение того, что туристический рынок практически "упал", но такие заключения делаются на основании данных туроператоров. Спад действительно есть, но он не такой значительный, как его оценивают лидеры бизнеса. Просто люди стали активнее задействовать интернет при планировании своих поездок.
К сожалению, большинство туроператоров не воспринимают системы онлайн бронирования отелей как конкурента, для них – это другой мир, но здесь заключается их главная ошибка. Поскольку изменилась структура рынка, то и туроператоры должны себя реструктурировать и репозиционировать.
В качестве европейского примера правильного подхода можно привести Испанию. Когда клиенты начали активно переходить на самостоятельное бронирование отелей в больших городах и на материковом побережье, то европейские туроператоры целенаправленно занялись организацией массового пляжного отдыха на Майорке, Минорка, Ибице, Тенерифе и так далее. Плюс на этих направлениях они добавили клубные концепции отдыха, чтобы предлагать уникальный продукт. По такой логике, на наш взгляд, должен строиться и российский рынок.
- Перед началом летнего сезона самое время заняться новыми прогнозами. Какие направления в 2015 году смогут претендовать лидирующие позиции?
— Главным трендом прошлого года стал Сочи. Зимний сезон доказал, что в качестве горнолыжного курорта он может быть очень успешным, так что это направление останется лидером и летнего сезона. Наши исследования показали, что очень многие российские туристы впервые и всерьез задумались о том, чтобы провести свои отпуска на этом Краснодарском курорте. Кроме того, многие туроператоры составили обширные программы на Сочи, а перевозчики поставили дополнительные рейсы из разных городов России именно в этот город.
Можно сказать, что это будет первый полноценный летний сезон для столицы зимней Олимпиады, и только по его окончании мы сможем объективно судить о том, какие перспективы ждут Сочи на туристическом рынке. Но спрос будет однозначно.
Относительно выездного туризма я уверен, что лидерами среди наиболее востребованных направлений по-прежнему будут Турция и Египет. Это страны, где не нужно тратить время на получение виз как в зоне Шенгена. Мало того, что курорты этих стран всегда предлагали отели дешевле, чем в Европе, так в 2015 году они еще дополнительно снижают цены, чтобы удержать туристов. Еще один фактор привлекательности отдыха в Турции и Египте – это система All inclusive. Наши люди так устроены, что если в кризис приходится платить за отдых дороже, чем обычно, то они хотят, чтобы за эту сумму получить как можно больше сервиса без дополнительных трат.
- Мы говорим об очевидных лидерах рынка, а появятся ли на Ваш взгляд неожиданные фавориты?
— Если мы посмотрим в сторону Европы, то я думаю, что в 2015 году нас ждут сюрпризы, связанные с изменениями предпочтений россиян. Открытием летнего сезона может стать Черногория, потому что эта средиземноморская страна до сих пор остается безвизовой. Она очень подходит гражданам России по своему менталитету, где все структуры созданы с учетом предпочтений именно таких туристов. Кроме того, черногорцы в этом году очень сильно снизили цены ради россиян.
Успех этого направления уже ощутим по глубине раннего бронирования. Еще в ноябре-декабре 2014 года я предсказывал, что это будет новый тренд. Мы специально обратились в профильное министерство и акцентировали их внимание на том, что 2015 год может стать очень успешным для Черногории, так как спрос на другие страны Старого света среди россиян продолжит снижаться. Мне понравилось, что черногорцы очень правильно отреагировали, а глубина раннего бронирования показывает, насколько мы были правы.
Другим фаворитом сезона останется Болгария. Это достаточно бюджетное направление, и его будут успешно продавать летом этого года, может быть даже лучше, чем в 2014 году. Но у Болгарии есть один минус – это не средиземноморская страна, а черноморская. Летом 2015 года основным ее конкурентом станет внутренний российский туризм – Сочи, Крым и так далее.
- Не секрет, что летом 2015 года ожидается значительное снижение турпотоков на многие зарубежные направления. Какие страны ощутят это более других?
— Что касается остальных пляжных европейских направлений, то я думаю, что снижение турпотока ждет Грецию. Однако спад будет не слишком большой, примерно 15-20%, потому что греки очень тесно связаны с русским народом, и гости из вашей страны будут все равно стремиться туда.
В этом году туристы из Европы гораздо меньше бронируют такие страны как Турция, Тунис, Марокко и им подобные. Это обусловлено политическими причинами. В результате конкретно Турция недополучит примерно 20-30% туристов из Европы. Поэтому уже сейчас турецкие отельеры понимают, насколько непростым будет сезон, они активно заинтересованы в привлечении российских клиентов, предоставляют скидки по раннему бронированию и выпускают спецпредложения. Для российского туристического рынка это только плюс, и мы прогнозируем, что турецкое направление будет одним из самых успешных в этом году.
Тем не менее, европейские туристы, отказавшиеся в этом году от отдыха в Турции, поедут на юг Европы: в Грецию, Испанию. Поэтому, например, в Греции для многих российских туроператоров сезон может быть непростым. В этом году многие туроператоры отказались от гарантий и эксклюзивов в Греции, поэтому к лету они могут столкнуться с отсутствием свободных номеров в отелях, ведь европейские туристы бронируют отдых за 6-12 месяцев.
Самый большой спад, я думаю, будет у Испании и Италии. Причем у Испании особенно, так как там самый долгий и дорогой перелет, достаточно дорогое проживание. Это видно уже и по раннему бронированию. Континентальная Испания и для TUI постепенно теряет привлекательность, как для туроператора. В этом году мы не предлагаем экскурсионных туров в эту страну, но сохраняем свои позиции на курортах Коста Брава, Коста Дорада и делаем особую ставку на Майорку.
Маленькие страны, такие как Хорватия, никогда и не были среди массовых направлений у россиян. Так что можно предположить, что турпотоки из России там останутся на уровне прошлого года. Так я представляю распределение туристических потоков из России на морские курорты. Несмотря на кризис, люди будут путешествовать.
- Исходя из данных раннего бронирования, можете ли Вы сказать, как изменятся расходы среднестатистического россиянина в период отпуска?
— Если говорить об усредненных расходах на отдых, которые смогут позволить себе россияне в 2015 году, то я думаю, что суммы затрат в долларах в среднем снизятся на 20-30% по отношению к предыдущему лету. Это абсолютно нормально, если учесть изменения в курсах валют. Однако данные по раннему бронированию говорят о том, что люди собираются путешествовать. Многие захотят снизить категорию отеля, выберут более бюджетное направление, но отдыхать все же поедут.
Я думаю, что TUI сделала правильный шаг в сторону балансирования своих продуктов. С одной стороны мы продолжаем свою оригинальную стратегию дифференцированного продукта, но с другой стороны мы полностью реконструировали остальную часть наших предложений. Мы добавили бюджетные отели (3-4 звезды), расширили программы апартаментов в Греции, Хорватии, Испании и Черногории, изменили свой фокус относительно Турции. Если раньше мы всегда рассматривали в основном отели высшей категории, то теперь мы будем делать упор на гостиницы 4 звезды, чтобы привлечь более массовую прослойку людей со средним доходом.
- Каким образом TUI строит свою стратегию в условиях экономического спада?
TUI, как и все остальные туроператоры отмечает спад продаж в начале летнего сезона по отношению к предыдущему, но могу точно сказать, что этот спад у нас менее ощутим, чем у наших коллег. Смотрите, что происходит сейчас, раньше люди в марте бронировали апрель, май, июнь, июль, а в этом году бронируют не глубже первой недели июня. Это называется "эффектом отложенного спроса". Спрос будет, просто глубина его стала короче. Поэтому мы не уменьшаем объем предложений, а модернизируем его.
Дополнительным плюсом я считаю то обстоятельство, что курс рубля по отношению к мировым валютам сейчас стабилизировался. Люди успокаиваются и привыкают к новым ценам. Но при этом не стоит забывать, что для туроператоров это будет очень трудный год, может быть он станет самым сложным за последние 10 лет в России, особенно в регионах.
Компания заранее провела огромную работу, мы очень много времени и денег потратили на те исследования, которые помогли нам подготовиться к кризисному сезону. Не могу сказать, что ситуация на рынке сегодня хорошая, но мы ее понимаем и контролируем.
"TUI Россия" совместно с компанией BBDO разработали новую стратегию продвижения компании на рынке, которая стартовала 6 апреля. Начиная с 2015 года все коммуникации туроператора будут направлены на продвижение бренда TUI и уникального продукта — концепций отдыха. Кампания в поддержку бренда рассчитана на массовую аудиторию, а к рекламе уникального продукта будет применен дифференцированный подход. Для каждой концепции определены оптимальные каналы продвижения, наиболее релевантные для той или иной целевой аудитории.
Было разработано несколько вариантов слоганов и имиджей для нашей компании. Каждый из них прошел тестирование среди клиентов турагентств TUI. В результате победил слоган: "Вы заслужили отдых, а мы – доверие всего мира" и рекламный имидж, которые легли в основу рекламной кампании.
Люди в России больше не хотят слушать пустые слова и обещания, они хотят знать точно, если компания заявляет, что она надежна, то клиент желает знать, в чем именно она надежна. Сегодня по разным причинам доверие к туристической отрасли очень низкое, только известными брендами никого не убедишь.
- Несмотря на кризис TUI продолжает строить большие планы на будущее и заниматься собственным совершенствованием. Из этого следует, что руководство компании рассматривает непростую экономическую ситуацию как очередную возможность для развития?
— Мы рассматриваем кризисную ситуацию как шанс, чтобы лучше позиционировать себя в России, чтобы занять определенный сегмент рынка, который станет базой на будущее. Не скрою, что у нас есть намерение со временем стать одним из двух ведущих туроператоров в стране.
Мы знаем, что в России работает немало хороших грамотных туроператоров. Грядущий летний сезон покажет, кто останется на рынке. Те, кто смогут перестроиться в кризисное время – те выживут. Я не думаю, что рынок ждут новые банкротства, но уверен, что пройдет реструктуризация, может быть, произойдут какие-то слияния небольших компаний между собой.