МОСКВА, 15 окт — РИА Новости, Ирина Нехорошкина. "Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли… Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как "последняя туча рассеянной бури"; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, — а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльборусом… Весело жить в такой земле!", — так рукою Григория Печорина поэт Михаил Лермонтов описал Пятигорск в первом абзаце "Княжны Мэри" своего романа "Герой нашего времени".
Крепость у "Волшебного ключа"
История Пятигорска началась в 1780 году, когда по предложению Светлейшего князя Григория Потемкина на территории юга России была создана целая сеть опорных дозорных пунктов, одним из которых и стала крепость, подарившая начало Пятигорску. Новая цитадель занимала крайне удачную стратегическую позицию, она прикрывала подступы к российским территориям со стороны Карачая, Большой и Малой Кабарды. Однако, сама крепость на берегу реки Подкумок располагалась на сравнительно равнинной территории и, чтобы обеспечить безопасность пограничного гарнизона пришлось создавать специальные дозорные пункты на возвышенных участках местности. Один из таких сторожевых форпостов на отроге горы Машук и стал впоследствии опорной точкой развития знаменитого кавказского курорта.
Крепость была построена, соблюдая исключительно военные традиции, где никоим образом не учитывалось наличие на этой территории минеральных источников, да о них служивым известно тогда и не было. Но совсем скоро буквально в 50 метрах от опорного пункта на горе "Горячая" солдаты обнаружили выходы горячего источника.
О том, что вода в ключах способна лечить множество заболеваний, гарнизонные люди даже не подозревали, но с удовольствием использовали горячий (53 градуса С) источник для купания. Совершая гигиенические процедуры, солдаты быстро заметили, что эта вода не только очищает, бодрит, но и залечивает раны, потому и назвали свой горячий родник "Волшебным ключом".
Слава о целебных свойствах вновь открытого кавказского источника достаточно быстро распространилась повсеместно вплоть до столицы. Сюда на территорию будущего Пятигорска, не смотря на то, что это была пограничная территория, люди начали приезжать за лечением.
Зарождение курорта
Поначалу страждущие останавливались прямо в крепости, а по уторам в сопровождении казачьего конвоя отправлялись к подножью Машука, чтобы принять необходимые процедуры. Однако, такое путешествие в 8,6 километров туда и обратно было по силам далеко не каждому страждущему. Поэтому очень скоро рядом с источником у подножья Машука появился поселок, который получил название "Горячие воды".
Первое время этот населенный пункт функционировал только в летнее время, когда туда, как писал Лермонтов, со всей России съезжалась элита, "водяное общество". Но стараниями проконсула Кавказа Алексея Петровича Ермолова уже к 1820 году поселение приобрело статус постоянного населенного пункта. Прежде всего, здесь поселились казаки и солдаты-отставники, некогда служившие в крепости, которые получили возможность не только жить у подножия горы Машук, но и сдавать в наем курортной публике самые разнообразные здания и помещения, чтобы таким образом зарабатывали себе на жизнь. Благодаря тому, что на "Горячих водах" появился населенный пункт с постоянным контингентом, и заезжая курортная публика также получила максимально комфортные возможности отдыхать на этой территории без ограничения по сезонам.
Молодой курорт начал быстро и активно развиваться, и уже к 1830 году, по воспоминаниям Александра Сергеевича Пушкина, поселение превратилось в "чистенький, маленький, беленький городок". В то же время государь-император Николай I подписал необходимые документы, согласно которым поселок "Горячие воды" преобразовывался в уездный город и получал новое название "Пятигорск".
Пять гор в названии одной горы
Некоторые ошибочно считают, что название Пятигорск, связано с количеством вершин, окружающих город. На самом деле в районе Пятигорска расположено не 5, а 17 гор, причем из разных точек города видно другое количество возвышенностей. Как правило, из центральной части курорта видно только две вершины – Машук и Бештау, а со смотровой площадки у "Эоловой арфы" можно рассмотреть сразу четыре вершины: Машук, Эрза, Джуца и Золотой курган.
Название же Пятигорска связано с одной единственной вершиной — самой высокой точкой района Кавказских минеральных вод – горой Бештау, которая имеет высотную отметку 1402 метра над уровнем моря. Это ее название переводится с тюркского языка как "пять гор". Такое имя для будущего курортного города избрал сам Николай I. Он посчитал, что название горы Бештау, которая упоминалась в русских летописях, "прилично будет дать вновь основанному городу, поскольку его территория располагается у подножия оной вершины". Так с легкой руки императора Пятигорск получил свое имя, которое с того времени никогда больше не менял.
Парк «Цветник» на месте болота
Самый маленький и самый старый городской парк (площадью 1,1 гектар) с необычным названием "Цветник" появился в 1829-1831 годах в самой низменной части Горячеводской долины, где до того времени находилось болото, подпитываемое сточными водами окрестных минеральных источников. Дело было в том, что лягушки, жившие в ароматной трясине, отличались тем, что обладали необыкновенно звучными голосами, чем особенно в ночное время раздражали местных жителей. Уступив жалобам курортников, администрация города поручила архитекторам Джованни-Баттиста и Джузеппе-Марко Бернардацци осушить топь и разбить на ее месте парк для общественных гуляний. Но поскольку вновь высаженные деревья никак не успели бы вырасти к началу летнего сезона, градостроители решили разбить в парке восемь цветочных клумб.
Эти клумбы сохранились и до наших дней, однако за это время деревья уже так разрослись, что исторические цветники немного потерялись в тени развесистых крон. Над этим обстоятельством шутили еще почти сто лет назад Илья Ильф и Евгений Петров в романе "12 стульев", где при описании места, которое Киса Воробьянинов выбрал для сбора милостыни в Пятигорске, они изобразили парк следующим образом: "в Цветнике было много музыки, много веселых людей и очень мало цветов".
В сентябре 2008 года в городском парке "Цветник" установлен памятник Ипполиту Матвеевичу Воробьянинову по прозвищу Киса. Автор бронзовой фигуры Равиль Юсупов изобразил искателя тещиных сокровищ непосредственно в процессе выманивания денег у респектабельных курортников. Неудавшийся «гигант мысли» печально стоит у входа в "Цветник", рядом со знаменитой кофейней Гукасова – одним из самых красивых зданий Пятигорска.
Сквозь стволы деревьев, в глубине парка хорошо просматривается легкая Лермонтовская галерея. Этот павильон из металла и стекла был построен в 1901 году к 60-летний годовщине трагической гибели поэта. Примечательно, что до наших дней парковое сооружение дошло почти без изменений. Сейчас оно относится к Государственной филармонии на КМВ и имеет концертный и выставочный залы. Когда-то там выступали: Шаляпин, Ермолова, Собинов, Маяковский, Балакирев и другие.
Провал – успешное предприятие "великого комбинатора"
Из бессмертного произведения Ильфа и Петрова "12 стульев" мы помним, что пока Киса на нескольких малоизвестных ему языках просил подаяние в пятигорском парке "Цветник", его компаньон Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей успешно продавал отдыхающим билеты для входа в открытый для всех "Провал" "с целью капитального ремонта Провала. Чтобы не слишком проваливался". В память о тех незабвенных событиях рядом со входом в тоннель, ведущий к этому знаменитому озеру, в 2008 году установлена бронзовая скульптура "великого комбинатора" вместе с одним из стульев.
Но даже и без такой гениальной рекламы главная достопримечательность Пятигорска, озеро Провал известно далеко за пределами Кавказских минеральных вод. Во времена Михаила Лермонтова было принято считать, что Провал – это кратер потухшего вулкана, что было весьма привлекательным для "водяного общества". Сегодня к местной диковине проложена вполне комфортабельная автомобильная дорога, а в первой половине XIX века к Провалу вела лишь пешая тропа. В "Княжне Мери" поэт так преподносит эту дорогу: "Вечером многочисленное общество отправлялось пешком к Провалу. По мнению здешних ученых, этот провал не что иное, как угасший кратер; он находится на отлогости Машука, в версте от города. К нему ведет узкая тропинка между кустарников и скал…".
Современные ученые, однако, полагают, что Провал скорее подземная пещера, образовавшаяся под действием минеральных вод. Содержащийся в них сероводород, испаряясь, постепенно разрушал известняковую породу. В результате пещерный свод не выдержал, и образовалась воронка диаметром около 15 метров, грот и озеро, глубина которого составляет 11 метров. Прежде публика забиралась на верхнюю часть пещеры и осматривала Провал с высоты 41 метр, вдыхая сероводородные испарения. Только в июле 1858 года на деньги московского купца П.А. Лазарика в скале был пробит 58-метровы тоннель, ведущий непосредственно к озеру.
Струны в руках Эола
Курортная публика прогуливалась не только в сторону Провала, но и посещала территорию Английского или Мануэлевского парка. Именно там находится одна из самых лучших панорамных точек города и знаменитая беседка "Эолова арфа". Парк был построен по приказу графа Георгия Арсентьевича Мануэля, а поскольку проектировали в английском стиле, то его называют еще и "английским".
Проектированием парка и ротонды занимались все те же шотландские архитекторы итальянского происхождения братья Бернардацци, которые немало потрудились при благоустройстве Пятигорска. Сама беседка "Эоловой арфы" была возведена в 1830-1831 годах. Сейчас мы видим лишь ее реконструкцию с куполом, украшенным флюгером в виде арфы, но во времена Лермонтова в пол ротонды был действительно вмонтирован музыкальный инструмент, струны которого вибрировали от порывов бога ветров – Эола.
Лермонтов не раз бывал на этом месте. В романе "Герой нашего времени" есть фраза "На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльбрус…". В хорошую погоду оттуда хорошо видна самая высокая точка Кавказа.
Место гибели Поэта
На северо-западном склоне горы Машук отмечено место, где 15 июля 1841 года предположительно состоялась роковая для Михаила Лермонтова дуэль с Николаем Мартыновым. Сейчас оно считается окраиной Пятигорска, а в те времена эта зона была вообще отчужденной. Неподалеку от места проведения дуэли проходила дорога в колонию-поселение "Каррас", или как называли ее в "водяном обществе" — "Шотландку". Вернемся опять на страницы романа, где Лермонтов пишет, что "путешествие в Шотландку было одним из излюбленнейших способов времяпрепровождения у курортной публики".
Известно, что официально причиной дуэли стала язвительная шутка, отпущенная Лермонтовым в адрес Мартынова в гостиной дома генерала Верзилина. Быть может поэт до последнего момента рассчитывал на примирения со своим приятелем, поэтому и отказался стрелять в него. Один из участников дуэли, поручик Глебов позже написал: "когда в последний раз видел я Лермонтова живым, он стоял, поднявши правую руку пистолетом вверх, а левою, загородившись от возможного выстрела по правилам опытных дуэлянтов". Несмотря на это, Мартынов не оставил намерения смыть нанесенное Лермонтовым оскорбление кровью и сделал свой выстрел. Тот же Глебов вспоминал: "Лермонтов не схватился за раненое место, не вскрикнул, как обыкновенно делают смертельно раненые люди". Когда увидели, что произошло, даже Мартынов, отбросив в сторону пистолет, с криком "Мишенька, прости меня!", кинулся к поэту. Но, увы! Помочь Лермонтову было уже невозможно, он получил очень тяжелое ранение и через несколько минут скончался".
Место дуэли, где произошел роковой поединок, начали разыскивать 39 лет спустя. Инициатором этого поиска стал первый биограф Лермонтова профессор Павел Висковатов. Именно он, пообщавшись со свидетелями и сопоставив все документы, установил место дуэли.
Сначала на месте гибели поэта поставили скромный треугольный камень с высеченным именем "Михаил", а в 1914 году появился современный памятник. Основной монумент был установлен по проекту скульптора Бориса Микешина, а ограду к нему соорудили В.В. Козлов и Л.А. Дитрих.
Интересно, что споров по поводу символики ограждения до сих пор не утихают споры. Поскольку пояснительной записки авторов относительно их творческих замыслов не сохранилось, остается только дать обобщенное толкование символики объекта. Предполагают, что столбы в виде пуль выражают принадлежность Лермонтова к боевым офицерам, цепи, которые связывают пули – это те оковы, которые сковывали свободу поэта при жизни. Грифы, которые сидят по углам отвернув голову от монумента, символизируют представителей власти, которые игнорировали те сложности, с которыми при жизни сталкивался опальный поэт. Однако относительно птиц есть еще одна версия, о том, что четыре равнодушных стервятника – это четыре секунданта, которые стали свидетелями гибели Лермонтова и сделали все, чтобы запутать дело о его фактическом "убийстве".
Третий раз приезжая в Пятигорск в 1841 году, предполагал ли Михаил Юрьевич, что умирать ему придется именно на той земле, где так "весело жить"…