ТОМСК, 25 окт — РИА Новости, Наталья Брусницына. Российские и зарубежные дизайнеры займутся преображением Томска в юбилейном для города 2014 году. Власти областного центра уже заявили, что от изменений, которые коснутся, в частности, проспекта Ленина и набережной реки Ушайки, горожане "вздрогнут".
Столица дизайна
"То, что Томск в 2014 году станет столицей российского дизайна, — это удачное совпадение. Сейчас речь идет о проектах благоустройства набережной реки Ушайки, комплексном благоустройстве проспекта Ленина и многих других площадках. В рамках мероприятий фестиваля дизайна мы сможем получить совет и экспертизу этих проектов от ведущих дизайнеров", — отметил Паршуто.
Томск глазами приезжих
"Буквально на днях ко мне приезжали знакомые из соседнего Новосибирска и были поражены. Говорят, что практически в Европе побывали, прогулявшись по центральным улицам", — рассказывает он.
Даже разноцветные фасады новых жилых микрорайонов, которые многие горожане называют неуместными, не портят общую картинку, а, напротив, делают ее более живой и приятной для восприятия.
"У нас зимой серый снег, серый цвет и мрачное настроение, поэтому те районы, которые строят (в микрорайоне Солнечный и других), я не считаю недопустимыми. Сейчас у нас так сложилась экономика, что много панельных зданий строится в городе. И представьте себе, что они будут все одинакового серого цвета", — замечает дизайнер.
"В Томске есть сооружения, которые составляют исторический и архитектурный интерес, культурное значение. Они в первозданном виде сохраняются и более того — реставрируются и улучшаются. Но сделать весь город похожим на 400-летней давности агломерацию невозможно и не нужно", — отмечает Назаров.
По его словам, более ярким город станет в любом случае, так как молодое поколение понятие "комфортная городская среда" воспринимает по-другому.
"Они живут в интернетную эпоху, у них клиповое сознание, у них информационные мозги. Они все изменят вокруг нас, как бы мы ни сопротивлялись этому. Единственное — нужно, чтобы они сохраняли некие основы культуры", — отмечает он.
Хорошая реклама вид не портит
"В Томске есть пространства магистральные, где просто не хватает этого рекламного фона. Мы проехали по трассам, где унылые опоры освещения и никаких рекламных сообщений, хотя тут они весьма были бы уместны, как точки, обозначающие хотя бы какие-то мероприятия городские", — отмечает дизайнер.
Рекламное кольцо, которое находится на Транспортной площади, по его мнению, в будущем вообще можно было бы превратить в томский Таймс-сквер (площадь в центральной части Манхэттена в Нью-Йорке), куда люди будут приходить любоваться шедеврами рекламы.
Что касается городской части, говорит он, то заметно, что томские дизайнеры научились работать с историческими фасадами. Рекламные вставки приобрели должный размер и колористическое содержание.
Сайдинг за борт
А вот то, что действительно уродует многие томские задания, — так это пришедший 15 лет назад в строительство сайдинг, считает Паршуто. В Томске этим материалом облицовано большинство детских садов и школ. Сайдингом "обошьют" даже новый бассейн олимпийского уровня.
"Ведь это каждые пять лет надо думать, как покрасить. Утепление совершенно нефункциональное, много других эксплуатационных изъянов у этой технологии. Может, на Западе он другой функционал носил, но у нас это превратилось в какое-то безобразие. Дело нашего дизайнерского сообщества — изменить ситуацию. Причем на уровне, когда этот сайдинг еще на бумаге", — отмечает Паршуто.
У контролирующих органов уже появился инструмент для того, чтобы обязывать к должному содержанию владельцев помещений — паспорт фасадов. В июле он был отредактирован и расширен. Теперь сюда входят разделы о том, где и как должны размещаться рекламные вывески, антенны и кондиционеры.
Вместе с тем он подчеркивает, что все же в первую очередь штрафовать нужно сетевые магазины, которые делают безобразные витрины и плохую подсветку, плохо содержат свои фасады. А также областные и муниципальные структуры, которые не успевают заботиться о своем имуществе и фасадах.
Дизайн начнется с центра
"Городской дизайн сейчас интересует всех. В основе лежит грамотное проектирование и дорог, и тротуаров. Нам нужно в 2014 году получить серьезный сдвиг в проектной культуре Томска. И для того чтобы эту новую культуру внедрить в жизнь, нужно совместно попотеть. Сделать такой же рывок, как перед 400-летием был сделан, а может, и мощнее", — говорит Паршуто.
"Город — это организм, который растет, и часто он не спрашивает нас, как расти. И было бы очень хорошо, если бы мы в этом росте принимали участие и делали его регулируемым,и в нужном направлении, а не как ракообразная какая-то опухоль. Вот это главная задача, которую нужно нам выполнять сейчас в первую очередь", — подытожил главный дизайнер Томска Алексеев.