Томские власти выделили приоритеты в сфере промышленности, ТЭК и развитии транспортной доступности региона и по большинству направлений уже определились с возможными инвесторами. О том, как и с кем регион будет осуществлять важнейшие проекты, а также о текущей ситуации на предприятиях РИА Новости рассказал замгубернатора по промышленности и ТЭК Леонид Резников.
Практические недра
- Леонид Михайлович, начну с почти традиционного вопроса последних 10 лет — что происходит с Бакчарским железорудным месторождением?
— Доразведка, далее — защита предполагаемых запасов, выделение месторождений и участков. К сожалению, за многие предыдущие годы ни по одному из предполагавшихся участков работа не была доведена до конца. Ищем инвесторов, потому что возможности областного бюджета для подтверждения федеральных запасов минимальны.
Думаю, до конца года они проявятся с подписанным документом со своей стороны, и мы сможем с ними планировать практические шаги по их выходу на территорию в 2014 году.
- Каковы плюсы от их прихода?
— Деньги. Ситуация с федеральным финансированием разведывательной деятельности достаточно сложная.
Мы делали конкретные предложения многим российским компаниям в сфере металлургии. Необходимо масштабное изучение этого проявления, нужно пройти большой путь к превращению его в месторождение, а потом еще больший путь — по превращению его в добычное предприятие.
- Каковы перспективы освоения нефтеносного правобережья Оби? В свое время на него возлагали большие надежды…
— Идет минимально возможная разведка за счет федеральных средств. Отрабатывается подготовка к бурению одного объекта. Эксперты признали Правобережье не очень перспективным. Есть различные предположения на очень малом объеме разведывательного материала.
Что касается перспективных объектов… Губернатор Сергей Жвачкин, выступая перед депутатами областной думы, назвал "маяки", к которым мы стремимся, те шаги, по которым мы движемся. Они направлены на всемерное развитие существующего потенциала.
Я вижу, в первую очередь, значимой работу по тем проектам с минерально-сырьевой базой, которые имеют большую степень вероятности с научной и практической точки зрения. Это горно-обогатительный комбинат (Туганское месторождение — ред.), работа с редкоземельными элементами, с подтверждением месторождения бурых углей — мы пытаемся подтвердить запасы, чтобы пригласить инвестора на разработку.
Это благородные металлы, платиноидная группа, которая подтверждается многими учеными. По каждому направлению определяемся с возможными частными инвесторами.
Заводы уходят
- Летом о частичном переезде из Томска заявил "Сибэлектромотор". Сейчас предприятие фактически стоит, там долги по зарплате и перед социальными фондами. Что с ним будет дальше?
- Переезжает только один цех? Остальное производство останется в Томске?
— Они переносят наиболее рыночную номенклатуру. Нет смысла бороться за всю продукцию. Частично из-за контрафакта, частично, потому что есть более дешевая и качественная продукция. В Северске у них идеальные условия. Там есть все.
На площадке в Томске вообще не будет промышленного производства. Но сначала "Сибэлектромотор" завершит законную процедуру банкротства, а затем уже вопрос по площадке. В моем понимании, этот участок хорош для качественного девелоперского проекта, но администрация не является собственником завода. Это частный бизнес.
- Есть ли еще кандидаты в "беглецы" из Томска?
— Не рассматриваю их как "беглецов", потому что кроме минусов есть и плюсы для Томска. Это выигрышная территория, большой кусок города. И нет ничего страшного в выведении производств из черты города в другую часть томской агломерации — при сохранении промышленного потенциала и при улучшении их работы это только плюс.
Например, Томский инструментальный завод. Он переехал из Томска в пригород и сейчас уверенно и квалифицированно работает. Что касается муниципального бюджета, думаю, он не пострадает, если некоторые предприятия примут решение перебазироваться или развить производство в создаваемом нами промпарке. Он находится хоть и на окраине, на территории муниципалитета.
- Иногородние стремятся в промпарк?
— На днях у меня была встреча с крупными красноярскими инвесторами, которые хотят прийти в промпарк с максимально безопасным химическим производством. И вообще уже половина территории промпарка зарезервирована.
Губернатор поручил областному строительному сектору курировать работы на площадке — важно быстро создать инфраструктуру, чтобы с будущего года могли там размещаться те бизнесы, которые подали заявки.
- К промпарку ведет неважная дорога…
— Имеется свежий завершенный проект строительной документации по ее реконструкции.
Выход из тупика
- Губернатор в своем отчете за 2012 год заявил, что области нужно выходить из транспортного тупика. Что делается для этого?
Я проводил по поручению губернатора переговоры с крупными структурами по дорожному строительству, включая Институт экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики. Они активно участвуют в подготовке наших проектных документов по Северной широтной (дороге).
У нас в регионе есть желающие вложить значительные суммы в строительство коммерческих отрезков дорог. Осмелюсь предположить, если нам удастся сформировать концессию, федерация в стороне не останется.
Есть успешный пример платной дороги — она функционирует на севере, принадлежит нефтяникам. Там больше 400 километров хорошего покрытия. Такой опыт себя оправдывает, они окупаются. Если идти таким путем — это будет быстрее, чем ждать преференций из федерального бюджета.
- Расскажите о перспективах развития авиасообщения внутри региона? Создана ли его концепция?
— Концепция есть. В качестве стартовых опорных аэропортов мы видим Стрежевой и Каргасок. К сожалению, есть проблема с региональной базовой авиакомпанией "Томск Авиа", подано заявление о банкротстве. Но я надеюсь, что это в большей степени гражданско-правовой вопрос для урегулирования финансовых взаимоотношений компании со своими партнерами, чем банкротство.
Мы находимся в активных переговорах с "Томск Авиа", есть надежда, что эта компания сохранится базовой в регионе. В ближайшее время очередной раунд встреч, и надеюсь, что заявленные полеты в Каргасок состоятся.
- Но "Томск Авиа" говорит, что у нее нет готовых экипажей…
— Это не только проблема "Томск Авиа". Самолеты Cessna Grand Caravan 208B сертифицировали и завезли в РФ, а подготовка экипажей проходит за рубежом. Ближайший пункт — в Прибалтике. Но я знаю, что эта проблема решается, что в ближайшее время откроется пункт переподготовки пилотов в одном из летных училищ РФ. Потому что иначе теряется смысл дальнейшего приобретения техники.