ТОМСК, 14 июн — РИА Новости, Сергей Леваненков. Международный день блогера отмечается в пятницу. В Томске, как считают опрошенные РИА Новости эксперты и сами блогеры, праздник отмечать фактически некому — в регионе, где только 7% населения не имеет доступа к интернету, блогосферы не существует, есть лишь отдельные сетевые писатели, известные исключительно в пределах своего круга "сетевого общения".
Во всем виноваты Тонет и аудитория
Отсутствие в Томске блогосферы связано с несколькими причинами. Одна из них — историческая: долгое время местные интернет-пользователи "ходили" в Тонет — сегмент Рунета в Томской области. Тонет был дешевым, за него платили символические деньги, как правило, фиксированную сумму, тогда как доступ во "внешку" — Рунет — тарифицировался по времени или по трафику и стоил дорого.
В Томске создавались местные сервисы и "зеркала" популярных сайтов извне, поэтому томские пользователи практически не выходили во "внешку".
"Мне кажется, что томская блогосфера до сих пор испытывает последствия родовой травмы "Томскнета" — она замкнута на себя и практически не наблюдается со стороны. Популярные томские блогеры, за редкими исключениями, известны только внутри города", — считает известный новосибирский блогер Илья Кабанов (metkere.com).
"Возможно, что пара интересных проектов в Томске существует, но про томских блогеров никто не знает по причине их замкнутости на себе", — вторит ему другой известный новосибирский блогер Илья Стахеев (zepp.livejournal.com).
Как считает идейный вдохновитель неформального сообщества — томского клуба блогеров — Александр Гришин (alexgrjj.livejournal.com), из-за Тонета "произошло отставание в развитии блогосферы в Томске от глобальной паутины на полтора-два года". "У нас все только начинается. В других регионах бум уже прошел", — считает Гришин.
Известный в Томске блогер, автор интернет-дневника "Бесполезные байты" (thebytes.ru) Вадим Андрианов (tLS), в свою очередь, считает, что в отсутствии блогосферы в Томске "виновата" и аудитория.
"Блогеры выходят из интернет-аудитории. У нас 95% этой аудитории — люди с очень низкой гражданской активностью, у которых есть спрос в основном на развлекательную продукцию. И очень мало людей, которые готовы адекватно воспринимать то, что пишут блогеры. Естественно, что блогеров мало", — считает Андрианов.
"Сдулись"
"Это типичная ситуация в любом другом регионе. Даже в Новосибирске блогосфера потихоньку "сдулась", хотя когда-то была весьма активной. А сейчас все читают федеральных популярных блогеров, и всем плевать на то, что происходит даже в соседних регионах", — отмечает, между тем, Стахеев.
Его земляк Кабанов замечает, что в последние годы российская блогосфера укрупнилась.
"Семь-восемь лет назад были десятки тысяч авторов с аудиторией в пару сотен читателей у каждого. Но потом блогосфера сконцентрировалась вокруг нескольких центральных фигур и образовалась сотня авторов с аудиторией в десятки тысяч читателей у каждого. И 90% этих авторов живут в Москве, поэтому говорить о региональных блогосферах сегодня не приходится", — считает блогер.
Не согласен со своими новосибирскими коллегами Гришин. По его мнению, блогосфера в Томске все же существует, хоть и не в таких масштабах, как в других регионах. Сейчас он составляет своеобразную "перепись" томичей, которые ведут свои интернет-дневники.
"Я много людей открыл в Томске. Всегда хотел, чтобы был сайт или запись, куда мог бы зайти любой житель и найти ссылки на всех пишущих людей, и, открыв их блоги, смог отыскать интересного для себя человека. Все разбросаны", — сетует Гришин.
Проблема идентификации
По мнению Гришина, томские блогеры — весьма разносторонние люди: это и фотографы, и те, кто пишет о мероприятиях.
"Некоторые — которые просто пишут и постят пресс-релизы, а есть те, кто пишет, добавляя свое мнение. Блогер неподвластен редактированию, он пишет правду. О разном пишут, кому что интересно. Многие пишут, конечно, для себя, ведут дневничок, другие пишут на социально значимые темы, хотят, чтобы с ними подискутировали, другие пишут, чтобы хоть как-то повлиять", — отмечает он.
С другой стороны, не все пишущие посты на различных ресурсах готовы считать себя блогерами. Например, жительница Томска Лариса, имеющая страничку в "Живом журнале", блогером себя не считает. "Некоторые вообще пишут пост о том, как варили борщ. Я считаю, что блогер — это человек, пишущий на общественно-политические или социальные темы", — подчеркивает девушка.
Новосибирец Стахеев напоминает, что "блоггинг — это, в первую очередь, интересные контент-проекты", которых в Томске, как и во многих провинциальных городах, все-таки нет.
Координатор Клуба блогеров РИА Новости Татьяна Магера, в свою очередь, замечает, что, действительно, до сих пор сложно объяснить, кто такие блогеры и чем они занимаются.
"Многие ограничиваются копипастом и котиками, считая себя уже гражданскими журналистами и блогерами. Некоторые считают, что всякий пишущий человек может считать себя блогером", — говорит Магера.
Учиться и выходить в оффлайн
Между тем, считают блогеры и эксперты, у региональной блогосферы, несмотря на ее печальное состояние, все же есть будущее.
По мнению Гришина, порой у блогеров нет просто стимула для развития, а некоторым не хватает элементарной грамотности. "Будущее у томской блогосферы есть. И оно наступит в течение года", — уверен блогер.
"Единственный, на мой взгляд, шанс для провинциальных блогеров привлечь к себе внимание — идти в оффлайн. Нужно организовывать конференции, устраивать перфомансы, снимать кино, избираться в парламент, создавать казуальные игры, используя при этом блог как собственную медиаплатформу", — отмечает Кабанов.
На разобщенность блогеров указывает и координатор Клуба блогеров РИА Новости. Чтобы помочь "сетевым" писателям встретиться и обсудить проблемы сферы, РИА Новости проводит уже во второй раз НеФорум блогеров, на который приезжают больше 100 блогеров из России и СНГ. А участники Клуба блогеров могут получать контент медиахолдинга бесплатно, что помогает сделать блоги лучше и интереснее.
"В регионах есть люди, которые занимаются ведением блогов профессионально. Для РИА Новости важно, чтобы профессионализм блогеров повышался. Хочется, чтобы они узнавали друг о друге и делали хороший блогерский продукт, участвовали в решении общественно важных проблем. Хочется видеть людей-медиа, которые производят собственный контент, актуальный для города, региона", — подчеркивает Магера.