Рейтинг@Mail.ru
Спасение с "Титаника": трагедия, разыгранная как по нотам - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Спасение с "Титаника": трагедия, разыгранная как по нотам

© Фото : Public DomainСпасение с "Титаника": трагедия, разыгранная как по нотам
Спасение с Титаника: трагедия, разыгранная как по нотам
Читать ria.ru в
Дзен
Столкновением с айсбергом катастрофа "Титаника" не закончилась, а только началась. Спасательная операция на лайнере не стала исключением в цепочке ошибок, недосмотров и просчетов той ночи. Как вышло, что даже заведомо недостаточное число шлюпок "Титаника" оказалось загружено спасающимися максимум на две трети?

Константин Богданов, РИА Новости.

Столкновением с айсбергом катастрофа "Титаника" не закончилась, а только началась. Спасательная операция на лайнере не стала исключением в цепочке ошибок, недосмотров и просчетов той ночи. Как вышло, что даже заведомо недостаточное число шлюпок "Титаника" оказалось загружено спасающимися максимум на две трети?

Материальная часть трагедии

Первые мазки будущей картины спасения рисуются суховатыми цифрами статистики. Имевшиеся на лайнере спасательные средства могли вместить только 1178 человек. Напомним, что на борту "Титаника" находились 2224 человека (1513 пассажиров и 908 членов экипажа). И это еще был не предел: при 100% загрузке лайнер поднимал 2556 пассажиров.

Но здесь не было ни малейшего нарушения действовавших правил безопасности на море. Согласно британскому Положению о безопасности плавания судов 1899 года, пассажирское судно водоизмещением свыше 10 тысяч тонн было обязано иметь не менее 16 спасательных шлюпок.

"Титаник" же имел их целых 20 - к стандартному набору из 16 шлюпок двух типов вместимости (на 65 и 40 человек) были добавлены четыре складных шлюпки на 47 человек каждая.

Многие указывают на то, что причиной прохладного отношения к увеличению "бесполезной нагрузки" (такие эпитеты в адрес спасательных шлюпок в те годы были нередки) была невысокая загрузка трансатлантических суперлайнеров. Так, "Олимпик" (систершип "Титаника") обычно не возил через океан больше 1100 пассажиров. Тем не менее, штатных средств спасения не хватало и на это количество людей, если учесть экипаж.

Всю систему менять было надо

Кто же был виноват в том, что нормативы безопасности не успевали за техническим прогрессом, выводившим в океан все более и более крупные корабли, требовавшие отдельных правил?

По отдельности виноват не был, естественно, никто. Просто сама действовавшая система постановки проблемы безопасности, ее анализа, подготовки, согласования и принятия рекомендаций отличалась редкостной неповоротливостью.

"Я не знаю, почему так происходит, у нас традиция такая", - эта историческая отговорка офицеров британского Адмиралтейства по поводу анахронизмов Королевского Флота была полностью применима и в гражданском судоходстве того времени.

Сильно давила и рекламная истерия вокруг "непотопляемых" суперлайнеров, густо замешанная на чисто жюльверновском упоительном восторге по поводу новой техники, столь характерном для оптимистичной позитивистской Европы в преддверии военной катастрофы Первой мировой войны.

После "Титаника" введут правило стопроцентного обеспечения спасательными шлюпками всех людей, находящихся на борту. И уже во второй половине XX века его дополнят нормой о дополнительном наборе спасательных плотиков на 25% от числа людей на корабле.

Человеческий фактор

Но даже тех жертв, к которым привела цепочка ошибок в истории "Титаника", можно было бы избежать, если бы экипаж корабля вовремя осознал масштаб последствий этих самых ошибок.

Арифметика эффективности спасательной операции зафиксирована во всех источниках по аварии. На 1178 мест в штатных спасательных средствах "Титаника" пришлось всего 711 спасенных. Даже в ситуации с заранее заложенной нехваткой шлюпок 40% мест в имевшихся спассредствах осталось пустовать.

За это, кроме экипажа, нести ответственность некому. Свидетельские показания четко показали степень безалаберности в начале спасательной операции: первые шлюпки отходили от борта заполненными едва ли на треть. В одной из первых 65-местных шлюпок оказалось всего 12 человек, притом что в перегруженную последнюю забралось сразу 70.

Потом, когда стало очевидно, что лайнер неуклонно погружается, шлюпки принялись загружать полностью, но ничего изменить это уже не могло. Кстати, из воды подняли только шестерых: свидетели отмечали, что многие шлюпки отходили от места катастрофы и после погружения лайнера, не спасая людей из воды (по-видимому, опасаясь того, что могут перевернуться).

Обращает на себя и статистика распределения спасенных пассажиров по классам. Из числа пассажиров первого класса спаслось 33% мужчин, 97% женщин и 83% детей. Из числа пассажиров второго класса - 8% мужчин, 86% женщин и все дети. В третьем классе выжило 16% мужчин, 46% женщин и 34% детей.

И тому имелось далеко не только сословно-"классовое" объяснение. Третий класс путешествовал в низах, и для того, чтобы выбраться на палубу, людям нужно было преодолеть некоторое расстояние.

При этом очень многие пассажиры довольно халатно отнеслись к необходимости спасаться и кинулись наверх только после того, как судно ощутимо осело в воде. Проблему составили и запертые проходы, вынудившие людей искать обходные пути на палубу. Многие их так и не нашли.

Читать о шести неофициальных версиях гибели "Титаника" >>

Низкий процент выживших мужчин объясняется решением, принятым капитаном Смитом с самого начала спасательной операции и дотошно проводившимся в жизнь вторым помощником Лайтоллером, пока ситуация окончательно не вышла из-под контроля. Смит отдал приказ "сначала женщины и дети".

Лайтоллер, руководивший операцией на левом борту лайнера, приказ исполнил досконально: через него в шлюпки прошло всего несколько мужчин - в порядке минимальной "квоты" на гребцов. Первый помощник Мэрдок на правом борту отнесся к приказу капитана более либерально - он позволял грузиться мужчинам, если в очереди собиравшихся на палубе пассажиров не было женщин и детей. Удивительно, но при таком подходе сам Мэрдок погиб, а вот Лайтоллер в итоге спасся.

При всем при этом в числе 711 спасенных оказалось 189 членов экипажа (22% мужчин и 87% женщин), почти по 10 человек на каждую из отошедших шлюпок - неоправданно много в тех сложных условиях.

Некоторые исследователи указывают на это, как на отягчающий фактор, связывая его с рьяным проведением в жизнь приказа капитана Смита. Блокируя доступ к шлюпкам мужчинам-пассажирам, экипаж рефлекторно спасал себя: это доказывает и равномерность распределения судовой команды по спасательным средствам, и высокий процент выживших среди нее.

Сюжет со спасением людей с "Титаника" не стал исключением из общего правила той катастрофы. Масса недоработок, недосмотров и сознательных действий свилась воедино, позволив судьбе разыграть как по нотам последнюю сцену в жизни уходящего под воду великана.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала